Цель:
1. Научиться выявлять морфологические признаки
растения;
2. Научиться сравнивать морфологические признаки
растений разных видов;
3. Обосновать значение признаков растений для
изучения понятия морфологического критерия
вида.
Оборудование: гербарий растений разных видов
– клевер белый, клевер розовый, клевер красный,
клевер пашенный, лапчатка серебристая, лапчатка
прямостоячая, зверобой продырявленный, зверобой,
полынь горькая, полынь обыкновенная, боярышник
колючий, боярышник кроваво-красный и др.
Ход работы
- Теоретическая часть.
Четкое понимание сущности вида,
как основной единицы эволюции необходимо для
выяснения механизмов эволюционного процесса. Вид – совокупность родственных организмов,
обладающих сходными морфологическими,
биохимическими признаками, занимающих общий
ареал, свободно скрещивающихся между собой и
дающих плодовитое потомство. Виды отличаются
друг от друга многими признаками. Основные
признаки и свойства называются критериями вида.
Их несколько: а) генетический – особи одного вида
свободно скрещиваются и дают плодовитое
потомство;
б) морфологический – основан на
характеристике признаков внешнего и внутреннего
строения;
в) физиологический – основан на сходстве
всех процессов жизнедеятельности;
г) биохимический – сходство биологических
процессов;
д) эколого-географический – виды занимают в
природе определенный ареал – экологическую
нишу;
е) этологический –особенности поведения.
- Практическая часть.
1. Рассмотрите растения двух
видов одного рода, охарактеризуйте особенности
внешнего строения основных органов растения
(корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена).
2. Дайте морфологическую характеристику
изучаемых видов.
3. Результаты исследований занесите в таблицу:
Признаки |
Названия
изучаемых видов |
Сравнение
признаков |
сходство |
различия |
1. Стебель: –
высота
– форма
– тип стебля |
|
|
|
2. Тип
корневой системы: |
|
|
|
3. Лист: – форма
листовой пластинки
– желкование
– окраска
– простой или сложный
– листорасположение |
|
|
|
4. Цветок: –
формула
– описание |
|
|
|
5. Плод: – сочный
или сухой
– одно или многосемянный
– способ распространения
– название плода |
|
|
|
6. Семена: –
форма
– величина
– окраска
– количество |
|
|
|
4. На основе анализа своей работы ответьте на
вопросы:
– Почему возможны ошибки при установлении
видовой принадлежности только по одному из
критериев, например морфологическому?
– Существуют ли трудности в определении вида
растения, найденного в природе?
– Для всех ли видов организмов характерен
морфологический критерий? Ответ обоснуйте.
5. Сделайте вывод. |