Цель:
1. Научиться выявлять черты
приспособленности организмов к среде обитания
(на конкретных примерах) и определять их
относительный характер.
2. Сформулировать вывод о существовании
приспособленности организмов и ее относительном
характере.
Оборудование: коллекции плодов и семян;
комнатные растения (кактусы, опунция,
пеларгония); гербарии (растений засушливых мест
обитания, хвойных деревьев, др.); аквариумные
водные растения; таблицы: "Строение ротового
аппарата насекомых", "Многообразие птиц";
чучела: птиц, черепахи, ежа, крота; фотографии,
открытки, рисунки с изображением птиц и животных.
- Теоретическая часть:
Адаптация (лат. – прилаживание,
приноровление) – возникновение в процессе
эволюции свойств, признаков, повышающих шансы
выживания и размножения организмов, сохранения
большего числа потомков. В борьбе за
существование в процессе естественного отбора
выживают особи, наиболее приспособленные к среде
обитания. Среда обитания – совокупность конкретных
условий (факторов неживой и живой природы) в
которых обитает данная особь, популяция или вид. Место
обитания, участок суши или водоема, занятый
частью популяции особей одного вида и обладающий
всеми необходимыми условиями для их
существования (климат, рельеф, почва, пища и др.).
Чем лучше приспособлены организмы к данным
условиям, тем больше численность особей данного
вида. Приспособленность, как
частный пример адаптации, является результатом
эволюционных изменений. Характер приспособлений
в своеобразной среде различен. Поскольку в
природе существуют самые разнообразные условия
существования, то и примеров приспособленности
организмов – огромное множество: к различной
температуре и влажности, к различной степени
освещенности, к различным способам питания и
поискам пищи, к защите, к привлечению партнера и
т.д. Адаптации относительны: приспособленность к
одним факторам среды не обязательно сохраняются
в других условиях, т.к. условия меняются быстрее,
чем формируются определенный признак.
- Практическая часть:
- Рассмотрите предложенные вам объекты (1 вид
растений и 1 вид животных).
- Определите среду обитания данного растения и
животного.
- Выявите черты приспособленности изучаемых
видов к среде обитания (во внешнем и внутреннем
строении, размножении, поведении, питании и др.)
- Какие преимущества, по сравнению с другими
видами, получили данные виды растения (или
животного) в связи с возникновением
приспособления?
- Приведите доказательства относительного
характера приспособлений у данных организмов.
- Результаты исследований занесите в таблицу (по
аналогии с примером):
Название
организма |
Среда
обитания |
Место
обитания |
Черты
приспособленности к среде обитания во внешней и
внутренней среде, размножение, поведение. |
Биологическая
роль адаптаций |
Относительный
характер |
Еж обыкновенный |
Наземно
воздушная |
Нижний ярус леса
в умерен-ном климате |
Иглы для защиты
от хищников, сворачивается клубком в случае
опасности, насекомоядное животное, с хорошо
развитым обонянием, мордочка острая, острые
мелкие зубы. При рождении детенышей их иголки
мягкие и утоплены в коже. На зиму впадают в
спячку. |
Помогает
выживать, искать пищу, выкармливать детенышей,
защищаться от врагов, переносить
неблагоприятные условия среды. Это способствует
увеличению количества особей в популяции. |
В воде еж
разворачивается и становится уязвим для
хищников. |
- На основании знаний, о движущих силах эволюции
объяснить механизм возникновения
приспособлений, пользуясь схемой ответа: Среди
особей, не имевших (данного признака) ……………. в
результате …………………..появились особи с
……………………. В ходе борьбы за существование
выживали ……………………В результате шел
естественный отбор и особи с …………………………., а
без него ……………………. Возник новый вид, имеющий
………………………
- Сделайте вывод на основе анализа полученных
данных.
|