Дидактические материалы на тему "Внутренняя политика Николая I"
25.08.2013, 19:51
Представленные дидактические материалы
для работы с учащимися 11-х классов в рамках
индивидуально-ориентированной системы обучения. Каждый учащийся имеет
право выбора уровня для сдачи темы учителю.
1-й уровень на "5"
Документ № 1. С.С. Уваров о триаде православия, самодержавия и народности
Надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется
благоденствие, сила, жизнь народа; найти начала, составляющие
отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в
одно целое священные остатки ее народности и на них укрепить якорь
нашего спасения… Без любви к вере предков народ, как и частный человек,
должен погибнуть… Самодержавие составляет главное условие политического
существования России. Наряду с сими двумя национальными началами
находится и третье, не менее сильное – народность.
Документ № 2. С.Ф. Платонов о последствии отсутствия гласности при обсуждении крестьянского вопроса
Больше всего возмущались мыслящие люди крепостным правом, против
которого правительство не принимало никаких гласных мер. Людям, не
посвященным в тайны управления, не были известны труды секретных
комитетов и отношение государя к крепостному праву. Им казалось, что
власть поддерживает во что бы то ни стало права помещиков на крестьян.
Создание бюрократической системы государственного управления
свидетельствует о недоверии власти к общественному самоуправлению.
Возможно ли было иное отношение к общественному самоуправлению в
1820-40-е гг. в России? Почему?
Каким образом изменение функций Собственной Его императорского
Величества канцелярии, законодательная деятельность Сперанского и работы
Киселёва по крестьянскому вопросу связаны с теоретическими построениями
графа Уварова?
Вы прочитали отрывок из записки С.С. Уварова, обосновывавшего
необходимость опираться на традиционные, исторические ценности. Что в
самом тоне записки доказывает, что мы имеем дело с вновь создаваемой
государственной идеологией, а не естественным состоянием государственной
жизни? Какие явления и события русской истории свидетельствуют в пользу
подобного суждения? Против него? Возможно ли расчленение знаменитой
триады Уварова?
Вы прочитали суждение С.Ф. Платонова о последствиях отсутствия
гласности при обсуждении крестьянского вопроса. В чём, на Ваш взгляд,
состоят сильные и слабые стороны внутренней политики Николая I (в
сравнении с сильными и слабыми сторонами его предшественника)?
2-й уровень на "4"
Охарактеризуйте взгляды Николая I. Сравните их со взглядами
Александра I. Составьте план ответа на тему: "Сравнительные тенденции и
перемены в правлении Николая I"
Как вы понимаете слова Николая I: "Россией правят
столоначальники"? Почему царь, понимая опасность засилья бюрократии, не
мог бороться с ней должным образом?
Сравните отношение и конкретные дела Александра I и Николая I в крестьянском вопросе.
Какие признаки кризиса николаевской системы вы можете назвать?
3-й уровень на "3"
Охарактеризуйте взгляды Николая I
Охарактеризуйте сущность "Теории официальной народности»"