Интервалы в звукоподражательных и
музыкально-речевых интонациях
Развиваем
интервальный слух и ассоциативное мышление при восприятии интервалов, обучаем
элементарной импровизации.
Объясните детям, что расстояние между звуками по высоте называют
интервалом. Все интервалы обозначаются порядковыми числительными и называются
по-латински: 1 — прима (оба звука на одной высоте), 2 — секунда (звуки на
смежных ступенях), 3 — терция (звуки охватывают три ступени), 4 — кварта (четыре
ступени), далее идут квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8). По составу
тонов интервалы различаются на большие и малые.
Прима (чистая) и секунда (большая и малая)
Танцуй и пой вместе со мной
Выучите песню-танец «Интервалы». Встаньте вместе с детьми в круг, — пусть
дети повторяют за вами слова и танцевальные движения: «Примой потопали», — все
топают на месте в ритме музыки; «Секундой зашагали», — шагают по кругу друг за
другом по кругу; «Терцией попрыгали», — перепрыгивают с одной ноги на другую, из
стороны в сторону; «Квартой поскакали», — поскакали прямым галопом друг за
другом по кругу.
Угадайка
Что услышал я в лесу?
Спойте песню-загадку, в которой дети должны отгадать образ и интервал.
Отгадку спойте хором.
Пой вместе со мной
Осваивайте интервалы примы и секунды в песнях: народные прибаутки «Андрей-воробей»,
«Тетка богатка», «Сорока-сорока», «Дон-дон».
Дирижируй хором
Тот же репертуар исполните в музыкально-ролевой игре «Дирижер и хор».
Дирижируй оркестром
Спойте тот же репертуар в сопровождении детских музыкальных инструментов (деревянных
ложек, трещоток, треугольника или колокольчиков). Дирижер — один из детей.
ЗАГАДАЙКА
Что услышал ты в лесу?
Спойте вопрос «Что услышал ты в лесу?» и жестом предложите одному из
детей ответить вокальной импровизацией-звукоподражанием на любом интервале,
например «кап-кап» или «чирик».
На что похожа музыка?
Сыграйте детям «Быстрый ручеек» Ф. Бейера . Обсудите с ними, на что
похожа музыка, какими средствами композитор создал образ ручейка?
Сочини свою музыку
Предложите детям сочинить музыку на любом из музыкальных инструментов с
фиксированной высотой звука, используя интервалы примы и секунды.
Сочини песенку
Помогите детям сочинить мелодию к стихам А. Барто, используя интервалы:
прима - стихотворение «Самолет»,
секунда большая -«Флажок», «Бычок»),
секунда малая («Мишка», «Зайка», «Мячик»). |