Описывается система коррекционно-развивающего обучения детей
дошкольного возраста с трудностями в обучении, разработанная и
апробированная на основе опытно-экспериментальной работы в Институте
коррекционной педагогики РАО на протяжении 14 лет. Такое обучение
способствует подготовке к школе пяти-шестилетних детей, укреплению их
здоровья, коррекции негативных особенностей их развития. Руководящим
принципом при определении стратегий и технологий обучения и воспитания
детей указанной категории является идея профилактики и ранней коррекции в
развитии.
Особую социальную и педагогическую значимость имеет внедрение в
систему образования специальных организационных форм активной
дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении
программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в
условиях дошкольного и школьного учреждений.
По данным различных исследователей, количество таких детей в
дошкольном возрасте достигает до 25%, среди учащихся общеобразовательной
школы - 20 - 30% от детской популяции младшего школьного возраста.
Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во
всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее
актуальных психолого-педагогических проблем.
Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость
эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте
не способны к длительным (в течение 30 - 35-минутного занятия или
урока) волевым усилиям и сосредоточенности. По клиническим данным, у
большинства детей с трудностями в обучении отмечаются признаки слабо
выраженной органической недостаточности ЦНС.
Своевременная психолого-медико-педагогическая помощь таким детям в
дошкольном возрасте является необходимой предпосылкой их успешного
обучения и воспитания.
Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком,
тем эффективнее оказывается ее результат. Однако пока
коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности в
усвоении дошкольной программы, ведутся в весьма ограниченных масштабах в
немногочисленных специальных детских садах и группах для детей с ЗПР
при массовых дошкольных учреждениях. Отсутствие в настоящее время широкой сети хорошо налаженной
консультативно-диагностической службы приводит к тому, что родители и
педагоги образовательных учреждений не могут получить квалифицированную
помощь в решении проблем, препятствующих успешному обучению ребенка. В
общеобразовательной школе открываются различного вида компенсирующие
классы: адаптации, здоровья, интенсивного развития,
индивидуализированного обучения и т.д.
Опытно-экспериментальная работа, проводимая Институтом
коррекционной педагогики на протяжении четырнадцати лет, позволила
разработать и апробировать организационные формы и содержание обучения,
способствующего подготовке к школе пяти-шестилетних детей, укреплению их
физического здоровья, коррекции негативных особенностей их развития.
Руководящей идеей при определении стратегий и технологий обучения
и воспитания детей указанной категории является идея профилактики и
ранней коррекции отставания в развитии.
В предлагаемой ниже системе коррекционно-развивающего воспитания и
обучения детей дошкольного возраста организация работы ведется в двух
основных направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.
Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным
динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума
образовательного учреждения. В состав консилиума по приказу директора
учреждения вводится логопед, учитель-дефектолог, практический психолог,
врач, воспитатель или учитель начальных классов. В обязанности
консилиума входит изучение состояния здоровья ребенка (медицинское),
выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенности
развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое
изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в
семье, в детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в
дошкольный период жизни, дограмматических, элементарных математических,
об окружающих предметах и явлениях действительности (педагогическое
изучение). Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются
рекомендации: установление четких целей коррекционной работы с ребенком,
путей и сроков ее достижения, выработка адекватного его состоянию
подхода со стороны всех взрослых, выделение сильных сторон, на которые
можно опереться в коррекционной работе, анализ хода развития и
результаты педагогической работы.
Второе направление - коррекционно-развивающее - предполагает
комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и
совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами)
деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.
Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в
работе педагога-дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога и других
специалистов образовательного учреждения.
Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом с группой (10
человек) или по подгруппам (5 - 6 человек) в первой половине дня по
подготовке к обучению грамоте и собственно обучению грамоте, по
ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию
элементарных математических представлений. Подгруппы организуются с
учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав.
Занятия по подгруппам чередуются с работой, организуемой воспитателями.
Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением
каждого ребенка, результаты обследования детей фиксирует в протоколах,
что помогает ему планировать индивидуально-коррекционные занятия,
направленные на развитие отдельных психических функций и операций
(развитие фонетико-фонематических представлений, мелкой моторики,
пространственного гнозиса и мнезиса, внимания, памяти, операций анализа,
сравнения, обобщения и т.п.). Аналогично этому организуется работа
психолога и логопеда. Воспитатели, музыкальный руководитель,
инструктор по физкультуре проводят занятия с целой группой детей (по
игре, трудовому обучению, изобразительному искусству, физкультуре,
музыке, ритмике), придавая важное значение коррекционной работе в
процессе занятий. Организация указанных видов работ может осуществляться в
коррекционно-развивающих группах общеобразовательных детских садов
комбинированного типа, а также компенсирующего вида с дневным,
круглосуточным или интернатным пребыванием. Для детей, не посещающих
детский сад, могут открываться группы кратковременного пребывания. В
этом случае ребенок может приходить на занятия к логопеду, дефектологу,
психологу или на общеразвивающие занятия в зависимости от потребностей в
коррекции.
Для шести-семилетних детей, у которых обнаруживается неготовность
к школьному обучению, в комплексе "Начальная школа - детский сад", в
школе или в детском саду могут открываться диагностические
коррекционно-развивающие классы (первый и второй). Успешность усвоения
специальной коррекционной программы в течение одного-двух лет, в которую
введены разделы, направленные на формирование фонетико-фонематических
представлений, звукового анализа, обогащение словаря, развитие речи,
формирование общеинтеллектуальных и учебных навыков, служит показателем
учителю - можно ли переводить ребенка на массовую программу или
продолжать его обучение по коррекционным программам.
При успешном освоении программы после одного-двух лет обучения
дети могут перейти на традиционную систему обучения - тем самым
сохраняется обучение в нормативные сроки ("год в год").
Указанные формы организации специальной помощи детям с
трудностями в обучении дошкольного и младшего школьного возраста не
требуют дополнительных материальных затрат, так как укладываются в
систему помощи детям с ЗПР при открытии для них специальных групп (1
дефектолог на 10-12 детей, 1 логопед на 15 - 20 детей, 1 психолог на
учреждение, 1 врач на учреждение).
Для описываемой системы работы разработаны программы фронтальных и
индивидуально-групповых коррекционных занятий, базисный учебный план
для детей 6-летнего возраста на один год, для детей 5-летнего возраста -
на два года. Сроки индивидуально-групповых коррекционных занятий
зависят от индивидуальных недостатков развития и могут ограниваться 56
занятиями и продолжаться до 120 занятий (2,5 - 6 мес) при ежедневном
посещении одного занятия длительностью 25 - 30 мин. Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных
групп, групп продленного дня в специальных общеобразовательных
школах-интернатах (школах), детских домах и домах-интернатах, дошкольных
учреждениях, специальных классах и группах в
профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах,
школах-интернатах, детских домах и дошкольных учреждениях общего типа,
утвержденные Министерством образования РСФСР и согласованные с
Министерством финансов РСФСР 16.07.91 №09215
Дети, имеющие отклонения в развитии | Количество детей в классе (группе) | ранний возраст (до 3 л) | дошкольный возраст (с 3 до 7 л) | школьный подростковый и юношеский (с 7 до 18л) | Нарушения речи: с тяжелыми нарушениями речи с фонетико-фонематическим нарушением речи и нарушением произношения отдельных звуков | до 6 - | до 10 до 12 | до 12 - | Нарушения слуха: глухие слабослышащие и позднооглохшие | до 6 до 6 | до 6 до 8 | до 6 до 10 (I отд) до 6 (II отд) | Нарушения зрения: слепые слабовидящие с косоглазием и амблиопией | до 6 до 6 до 6 | до 6 до 10 до 10 | до 8 до 12 - | Нарушения опорно-двигательного аппарата | до 6 | до 8 | до 10 | С задержкой психического развития | до 6 | до 10 | до 12 | Умственно отсталые | до 6 | до 10 | до 12 | С глубокой умственной отсталостью | - | до 8 | до 10 | Со сложными дефектами | до 5 | до 5 | до 5 |
|