Задачи урока: образовательные: выяснить
политическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать
причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа,
выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны, создать
условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и
объективных факторов в истории;развивающие:
развитие умения анализировать исторические документы, способностей
обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и
личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения
организовывать свою работу в группе;
воспитывающие: воспитание патриотизма, толерантности, трудолюбия,
определение личностного отношения к истории Великой Отечественной войны. Тип урока: лабораторно-практическое занятие по изучению и закреплению материала. Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах. Основные понятия: секретные протоколы, Мюнхенское соглашение, "линия Маннергейма", система коллективной безопасности.Персоналии: Молотов, Риббентроп, Галифакс. Оборудование: ПК, мультимедиа оборудование, листы для индивидуальной работы, документы в виде раздаточного материала.Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная. УУД, которые формируются в ходе урока:- регулятивные: целеполагание, планирование;- познавательные:
поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить
речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера, анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого
из частей, восполнение недостающих компонентов, установление
причинно-следственных связей;- коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.Каждый
этап урока построен по схеме: «задача – деятельность обучающихся по
выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровнявыполнения». I этап – мотивационно-целевой (смыслообразующий).Вступительное слово учителя.
Сегодня можно найти немало научных и научно-популярных книг о внешней
политике СССР в 1939-1941 гг. Но в изучении предыстории Великой
Отечественной войны все еще остается много нерешенных вопросов.Сегодня
на уроке мы с вами рассмотрим ту ситуацию, которая сложилась в
Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выясним, каким образом
политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как наша
страна готовилась к войне. Работать мы с вами будем по группам, каждая из которых получает свое задание.Работа
групп в течение 10-12 минут. В процессе работы группы используя
полученные раздаточные материалы должны подготовить выступление по своей
проблеме и составить опорный конспект.
IIэтап – операционно-деятельностный. Работа ведется по группам. Организация групповой работы обучающихся.
Задания для группI) Создание системы коллективной безопасности. Поиск союзников.- Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.?- В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?-
Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе
за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например:-
сравните предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были
предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии. - в чем, по вашему мнению, принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам? - какую позицию занимала в международных отношениях Польша? Как вы думаете, почему?II) Мюнхенское соглашение, его последствия. Восточный вопрос СССР в 1939 г.
(Приложение 2).- Каково было содержание Мюнхенского соглашения?- Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене?- Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.?После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например:- уточните, на ком лежит политическую ответственность за Мюнхенское соглашение?III) Советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны. (Приложение 3).- Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?- Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?- Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора? - В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?После выступления группы, учащиеся вместе с учителем делают вывод, о том, что конечно, пакт от 23 августа 1939 г.,
особенно его секретная часть до сих пор вызывает горячие споры и не
имеет однозначной оценки. Но в политике, особенно во внешней политике,
далеко не все действия следует оценивать с точки зрения морали. Вопрос:- Как вы считаете, был ли иной выход?
В отличие от участников мирового кризиса 1938-1939 гг., мы смотрим на
события ретроспективно. Мы знаем, что Германия напала на Польшу, что
Великобритания и Франция объявили ей войну. Мы знаем, каковы были
действия СССР, прибалтийских и восточноевропейских стран, знаем, чем
закончилась германо-польская война. Это мешает нам воспринимать события
так, как воспринимали их непосредственные участники событий.Германия напала на Польшу –
однако до 1 сентября никто не мог поручиться, что это произойдет.
Варшава могла согласиться на нацистский диктат, Германия могла
прибегнуть не к войне, а к дипломатическому нажиму, как с Чехословакией.
И после того, как война началась – кто мог поручиться, что в нее
вступят Великобритания и Франция, что они не пойдут на второй, «польский
Мюнхен»?IV) Советско-финская война: причины, ход, итоги. Войны.- Почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г.г.?- Был ли Советский Союз готов к войне?Работая в группе, обучающиеся заполняют таблицу. "Советско-финская война 1939 – 1940 гг.”После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например:- Какие последствия имела советско-финская война для развития ситуации в Европе и для советско-германских отношений? - Были ли советским руководством извлечены уроки из этой войны?Учитель: В
середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои
усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным
усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого
вопроса не были достигнуты. В результате нацистской дипломатии удалось
создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось
проводить собственную политику обеспечения безопасности западных границ
(во многом не совпадающую с целями других держав), введя войска в
восточную часть Польши и начав военные действия против Финляндии. Вместе
с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не
предотвратили ее. Домашнее задание: - оформить конспект урока;
- по материалу учебника подготовить ответ на вопрос: «Был ли готов СССР готов к войне?».Проводится тест. После выполнения теста обучающиеся осуществляют самоконтроль. III этап – оценочный. Учащиеся оценивают свою работу на уроке по 5-бальной шкале.Как я усвоил материал?Получил прочные знания, усвоил весь материал – 5 баллов.Усвоил новый материал частично – 3-4 баллов.Мало что понял, необходимо еще поработать – 1-2 баллов.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 5 баллов.Допустил ошибки – 3-4 баллов.Не справился – 1-2 баллов.Как работала группа?Дружно, совместно разбирали задания – 5 баллов.Не все активно участвовали в обсуждении – 3-4 баллов.Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 1-2 баллов.IV этап – рефлексивный. Учитель организует процедуру рефлексии. Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ СКАЧИВАЙТЕ ПО ССЫЛКЕ ВВЕРХУ СТРАНИЦЫ