Идея урока – ролевая игра; она имитирует
телепрограмму дня.
Задачи урока
- расширить эстетические представления о мире
природы на примерах художественных изделий
народных мастеров хохломской росписи;
- развивать графические умения и навыки в новой
технике (рисование "травки”, ягоды, выполнение
тычком);
- научить самостоятельно, работать с текстом и
иллюстрациями;
- развивать фантазию в пяти направлениях:
поисковом, научном, оформительском,
режиссерском, актерском.
Материалы к уроку – расписные
деревянные изделия хохломской росписи, экран,
мультимедийный проектор, художественные
материалы (гуашь, кисти), баночки для воды,
изделия из папье-маше, таблички с названиями
передач.
План урока:
- Вступление
- Просмотр программ подготовленных детьми
- Итоги просмотра
- Практическое закрепление (Рисование "травки”)
Ход урока
- Оргмомент
Приветствие. Отметка отсутствующих.
- Сообщение темы урока.
Учитель: - Здравствуйте, ребята
Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
И сегодня увидите снова
То, что дедам не снилось вчера.
Познакомимся с промыслом новым
В гости ждет нас к себе хохлома.
Сегодня мы продолжаем, с вами знакомится с
народными промыслами и тема сегодняшнего урока
"Золотая роспись Хохлома”.
И цель урока будет достигнута, если мы узнаем,
где зародилась хохломская роспись посуды,
познакомимся с технологией ее изготовления и
научимся выполнять травную роспись.
Наш урок пройдет в виде телепередач, которые
должны будут отразить в своей программе тему
нашего урока.
На прошлом уроке, т.е. за неделю, вы получили
задание подготовить ряд телепередач не более чем
на 5 минут, по теме сегодняшнего урока.
Общие условия для всех были одинаковыми:
отражение темы, краткость, зрелищность,
соблюдение регламента.
И так, наша программа передач на сегодняшний
день:
- Передача "Вокруг света”, посмотрев, ее вы
совершите удивительное путешествие в
Нижегородскую область.
- Передача "Специальный корреспондент”
познакомит вас с центрами хохломской росписи и
применяемыми там технологиями.
- Доступно о полезном, как всегда нас порадует
передача "Супермаркет” и ее очаровательные
ведущие. Они познакомят нас с разновидностью
хохломских изделий.
- Ну и как всегда в конце дня "Итоги”.
- А в передаче ОТК мы откроем свои таланты.
Приступаем к просмотру. Напомню лишь тему урока
"Золотая роспись Хохлома”.
Передача "Вокруг света”
"Телеведущие программы представляют”:
- Мы рады приветствовать вас на нашей
телепередаче. И, как всегда, с вами сегодня ваши
ведущие: Сергей Тарутантов
- И Курносов Алексей. Мы, как и вы, любим
путешествовать, чтобы узнать, как можно больше
интересного.
- Вот и сегодняшняя телепередача не исключение.
Мы совершим путешествие в Нижегородскую область.
- Ведь именно там в XVII столетии в Нижегородском
Заволжье, вблизи торгового села Хохлома возник
художественный промысел " Хохломская роспись по
дереву”.
- Нижегородское Заволжье – это не только
Золотая Хохлома, но и такие широко известные
промыслы, как Городецкая роспись по дереву,
семеновские матрешки и многие другие.
- История рассказывает, что первыми поселенцами
заволжских лесов стали гонимые за старую веру
раскольники. Среди них были и иконописцы,
применившие технику золочения и травного письма
в росписи утвари.
- Название промысла связано со старинным
торговым селом Хохлома, куда из окрестных
деревень свозили на продажу росписную посуду.
Местные жители говорят по-волжски – Хохлома,
ударяя на первый слог.
- Хохломские изделия через ярмарку расходились
не только по России, но везли их в Азию, в Европу,
говорят, даже в Австралию.
- Расписная, да еще золотом, посуда была для
крестьян недоступна. Но народные мастера сумели
сделать посуду такой, чтобы она была не хуже
боярской - золотой. Так появилась посуда с
хохломской росписью.
- Посуда, которая легко выдерживает горячее, не
боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужу. По
наряду соперничает с золотой, а по дешевизне была
доступна всем.
- Ну, вот на сегодня и все. Мы надеемся, вам было
интересно путешествовать вместе с нами.
- На этом мы прощаемся с вами до следующей
недели.
Учитель – Большое спасибо, нам было очень
интересно. А теперь мы переключимся на другой
канал и познакомимся с телепередачей
"Специальный корреспондент”.
(слово учащимся)
Зуев – Доброй день, сегодня мы, Максим Зуев и
Коцкий Артем, откроем вам секреты хохломской
посуды.
Коцкий - А секрет очень прост. Сначала посуду
вытачивали из сырого дерева.
З. – Белую посуду (а мастера ее называют
"бель”) суток 12-15 выдерживали при комнатной
температуре для просушки.
К. – Затем изделия грунтовали, обмазывали
глиной. Дело в том, что древесина очень пористый
материал, и чтобы закрыть все поры ее нужно
промазать.
З. – Хорошим материалом для этого оказалась
обычная глина, которая сейчас в больших
количествах добывается на берегу Волги, у
Городца.
К. – Эту глину мастера называют вапом, от чего и
сам процесс пропитки изделий глиной стали
называть ваплением.
З. – Высохшие изделия пропитывали льняным
маслом и снова выдерживали некоторое время.
К. – Затем изделия шлифовали и ставили на 4- 5
часов в печь. З.- После этого шла обработка олифой.
Ею промазывали 3 раза, просушивая каждый слой.
Только после этого ставили в печь.
К. – Затем изделия лудили – обмазывали
оловянным порошком, и оно становилось
серебряным. А в конце XIX века был изобретен
алюминиевый порошок, который стал применяться
вместо олова.
З. – Только теперь изделия можно расписывать
красками.
К. – Расписанное изделие вновь обмазывали
олифой и ставили в печь калить. И здесь, в печи,
серебряные изделия волшебным образом
превращаются в "золотые”.
- Ну, вот вы и узнали, как получается эта
замечательная посуда.
Учитель – Спасибо за специальное
расследование. Это поистине волшебный процесс.
Обычное белое дерево приобретает блеск и красоту
золота.
- Пришло время передачи " Супермаркет”. Что вы
нам предложите на этот раз?
(выступление детей)
- Добрый день.
- Здравствуйте.
- Нам очень приятно снова встретиться с вами.
- И как всегда мы продолжаем знакомить вас с
новыми товарами из супермаркета.
- Сегодня мы просто не смогли пройти мимо
прилавка на котором находилась вот эта
замечательная посуда.
- Хохлома! Хохлома! Весь народ свела с ума.
- Яркая, лучистая, узоры золотистые.
- Впереди вас ждут праздники. Это и день Святого
Валентина, и 23 февраля, и 8 марта. И как всегда
встает вопрос. Что дарить своим близким и
знакомым?
- А от такого подарка никто не откажется.
- А как она будет радовать глаз, сияя золотом у
вас в доме.
(представляют изделия)
- На этом мы прощаемся с вами. Ваши ведущие: ....
- До новых встреч в нашем супермаркете.
Учитель – Спасибо, теперь нам будет легче
выбирать подарки. Ну и наконец подошло время
передачи " Итоги”. И с вами я, ее ведущая ... . Подведем итоги того, что мы здесь
услышали.
- И так, Хохломской промысел старейший в России,
ему более 300лет. Зародился он в лесах Заволжья.
Такой посуды, как хохломская, нигде в мире нет –
тонкая, точеная из липы, березы и осины.
Поначалу все больше ложкарили, но ассортимент
расширялся. Но к началу 20 века промысел пришел в
упадок, так как купцы скупали товар совсем за
копейки. К примеру, если раньше за тысячу
расписных ложек платили 25 рублей, то потом цену
снизили до рубля с полтиной. Чтобы заработать
работали всей семьей, часто обжигали, лачили там
же, где и жили. От этого угорали, бывало, по 2 дня
лежали без движения. Да и краска здоровья не дает.
Краска-то ртутная, один стакан ее целый килограмм
весит.
А культура этой росписи так высока, что можно
обидеть мастера вопросом: "Это по трафарету
делается?”
Трудно поверить, что все это делается "на
глаз”.
Чтобы приобрести такое мастерство, необходимы
каждодневные упражнения, как гаммы музыканту.
В настоящее время хохломские изделия
производят более чем на тридцати разных
предприятиях России. Но подлинных хохломских
центра два: "Хохломской художник” в селе Семино
и "Хохломская роспись” в городе Семенове
(Показать торговые знаки)
Разнообразие хохломской росписи делится на
"верховое” и "фоновое” письмо.
При первом, более древнем традиционном письме
узор ложится на стенки предмета так, чтобы фон
вокруг него после закалки оставался золотым.
При втором – напротив, фон закрашивается
красным или черным цветом, а рисунок – листья,
ягодки, цветочки – сверкают золотом.
(пример на изделиях)
Самым распространенным верховым письмом
является знаменитая хохломская травка.
Вот сегодня в передаче ОТК, мы откроем свои
таланты по выполнению травный росписи.
Нам понадобятся для работы краски желтого,
зеленого, красного и черного цветов и тонкие
кисточки № 1,2.
На таблице представлена последовательность
выполнения травного орнамента в хохломской
росписи. Сначала наводится ведущий стебель – криуль.
Завитки на стебле ритмично закручиваются то
вверх, то вниз, не соединяясь. Криули должны
иметь одинаковую длину – от этого зависит
стройность всего узора. По обе стороны ведущего
стебля мастер чередующимися мазками заполняет
свободное поле росписи осочками, травинками,
капельками, усиками, завитками. Ритмичное
чередование элементов в орнаменте создает
плавность, пышность. Красный, черный и золотой
цвета придают росписи торжественное праздничное
звучание.
Сегодня время наших телепередач подошло к
концу. Мы встретимся с вами на следующей неделе и
продолжим изучение этого промысла.
А в заключение мне бы хотелось сказать.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Все известно вокруг,
Тем не менее
На земле еще много того,
Что достойно порой удивления
И твоего и моего.
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся, упругости стали
Удивляйся тому,
Чему люди порой
Удивляться уже перестали.
До свидания. Оценки за урок. |