"Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их
физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов.
Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи
появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как
наркомания, алкоголизм и детская безнадзорность” (Национальная
образовательная инициатива "Наша новая школа").
Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена.
Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с
этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди
могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в
балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь… А для нас, родителей, на первом
месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском…
Современная школа готовит детей к жизни в мире, полном огромного объема
информации, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального
здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых
для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Цель моей работы в данном направлении – сформировать у обучающихся
устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к
собственному здоровью.
Задачи:
– воспитание у школьников устойчивого интереса к занятиям физической
культурой и спортом;
– создание и внедрение в УВП гимназии эффективной системы
физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные
особенности развития детей и подростков;
– переход от массового образования к образованию дифференцированному, личностно
– ориентированному с учетом функциональных возможностей учеников, их
потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;
– увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них
навыков и умений самостоятельных занятий.
Проанализировав всю деятельность учителя физической культуры по
здоровьесбережению обучающихся, мною была разработана определённая система этой
деятельности. Данная система разделена на отдельные блоки – направления
деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты
гимназии и все участники учебно-воспитательного процесса. Технология обучения
и воспитания на основе системного подхода – одна из основных образовательных
технологий в моей работе.
Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению
здоровья обучающихся и включает в себя рад мероприятий по следующим
направлениям:
– оздоровительная деятельность;
– учебная здоровьесберегающая деятельность;
– физкультурно-массовая и спортивная работа;
– социально-психологическая деятельность;
– диагностика.
Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием
разнообразных форм и методов. Социальный заказ для учителя физической культуры
сегодня – не только формирование двигательных навыков у обучающихся, но и
оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости в условиях школьного
обучения.
Остановимся на такой важной для нас – учителей физической культуры задаче –
увеличение объема двигательной активности школьников.
Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в
нем движений, установлено следующее:
– движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
– недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают
развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
– знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит
учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности,
работоспособности, внимания и восприятия.
Задача увеличения двигательной активности нашла отражение в плане
мероприятий по организации двигательной активности обучающихся гимназии. Большую
помощь в реализации этого плана мне оказывают обучающиеся, входящие в состав
Совета физкультуры, Волонтерской службы и Службы Спорта и Здоровья
Демократической Республики "Звездная”. Вместе с ребятами этих служб мы внесли
все мероприятия гимназии по организации двигательной активности обучающихся в
"Колесо Здоровья”, которое символизирует движение Человека к физическому
совершенствованию, здоровью, долголетию, к полноценной и интересной жизни. Все
эти мероприятия можно разделить на 2 больших блока:
1) – учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;
2) – внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.
Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся
предстоит работать в течении нескольких лет. Выявляю уровень физической и
двигательной подготовленности детей, состояние здоровья и физкультурные группы с
помощью тестов. Результаты тестов обучающиеся заносят в свои личные карты
здоровья. Эти карты хранятся в портфолио обучающихся в разделе "Мои достижения”.
Там же хранятся грамоты и дипломы ребёнка. С учётом полученных данных, планирую
и осуществляю свою работу
Урок физической культуры является основной формой обеспечения
необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих
образовательных технологий – неотъемлемая часть моей работы, в которой я
реализую основные признаки здоровьесберегающего урока:
- Соблюдение правильной структуры урока.
- Прохождение учебного материала в логической последовательности и в
системе.
- Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.
- Соблюдение правил техники безопасности.
- Использование упражнений для профилактики различных заболеваний
- Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента
занимающихся.
- Оптимизация учебного процесса (выделение медицинских групп).
Раз в четверть с педагогами гимназии и Службой Спорта я провожу методические
совещания по организации и проведению мероприятий в режиме учебного дня.
1. Гимнастика до учебных занятий.
Проводят гимнастику физорги классов и члены волонтерской службы гимназии.
Комплексы упражнений периодически меняются.
2. Физкультурные минутки и динамические паузы.
Проводят учителя-предметники, как необходимый кратковременный отдых для
органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей. Комплекс включает 5–9
упражнений, каждое их которых повторяется не менее 4-6 раз.
3. Подвижные перемены.
Для организации подвижных перемен в гимназии выделяются соответственные места
для занятий. С обучающимися 1-6 классов занятия проводят шефы-старшеклассники и
дежурный класс. В 7–11 классах занятия строятся на основе самостоятельной
деятельности обучающихся. Контроль за проведением подвижных перемен осуществляет
дежурный учитель.
Внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность является
логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Внеклассные занятия в
объединениях дополнительного образования – одна из эффективных форм
организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной
активности. В гимназии работает десять объединений двигательной
спортивно-оздоровительной направленности в которых занято 76,9% обучающихся
гимназии. За последние 5 лет в гимназии наблюдается положительная
динамика занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования
двигательной направленности.
Три года назад мною была разработана программа спортивного часа, рассчитанная
на обучающихся начальных классов. Предметом обучения для данного возраста
является двигательная деятельность с общеразвивающей и оздоровительной
направленностью. Основное содержание программы – это упражнения для укрепления
дыхательной системы организма (дыхательная гимнастика Стрельниковой), это
общеукрепляющие упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения на
развитие двигательных качеств, а так же профилактика заболеваний
сердечно-сосудистой системы, зрения и простудных заболеваний.
И здесь необходимо остановиться на здоровьесберегающей технологии
дифференцированного физкультурного образования (ТДФО), которую я
использую на занятиях. В рамках этой технологии я систематизировала всю свою
деятельность по следующим разделам:
Обучение двигательным действиям провожу целостным методом с
последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по
сложности) и затем интеграцией (объединением) изученных частей в единое целое.
Даю разные учебные задания детям разной подготовленности.
Для закрепления и совершенствования двигательных навыков изменяю отдельные
параметры движения, их сочетания и условия выполнения. Для учащихся слабых и
средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и
многократному выполнению в стандартных условиях.
Дифференцированное развитие физических качеств. Для разных групп мною
разработаны карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений,
последовательности их выполнения и дозировки. На занятиях применяю нестандартное
оборудование и мелкий инвентарь. В малом спортивном зале использую универсальный
рукоход, изготовленный родителями на основе составленных мною
чертежей. Систематически применяю метод пульсометрии. Для менее
подготовленных детей с помощью ограничителей делаю внутренний круг с меньшим
радиусом, в центре круга обязательно островок здоровья, где они могут
выполнять индивидуальные упражнения. При выполнении заданий в парах, детей
подбираю по силам и даю разные по сложности упражнения, используя карточки с
заданиями и со схемами упражнений.
Формирование знаний и умений школьников предполагает:
1) выявление уровней обученности школьников с помощью тестов;
2) "разведение" задач изучения темы по уровням обученности;
3) "разведение" содержания программы.
Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это
могут быть: небольшие сообщения, проектная деятельность (презентации),
составление и проведение комплекса утренней гимнастики или разминки.
Достаточно времени отводится на занятиях и теоретическим сведениям по
формированию культуры ЗОЖ. Вся теория разделена на блоки под девизом "Наша
традиция – быть здоровым”. Это следующие блоки:
– знай свое тело;
– скажи "нет” вредным привычкам;
– соблюдай правила гигиены;
– соблюдай режим дня;
– не забывай о закаливании;
– занимайся физкультурой;
– правильно питайся;
– следи за датчиком настроения.
На занятиях стараюсь чаще использовать музыкальное сопровождение,
нестандартные и сказочные моменты, творческие и игровые задания, благоприятный
психологический климат и ситуацию успеха, так как результат любого труда зависит
еще и от настроения. А каким уходит ребёнок с этих занятий мне помогает
определить "Экран Настроения”, на котором дети с помощью цветных флажков
(треугольников, звёздочек, цветочков) отображают своё настроение. Вот некоторые
замечательные советы нашей педагогики:
- Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно,
интерес к любому занятию;
- Каждый урок или занятие должны оставлять в душе ребенка только
положительные эмоции;
- Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым – помогите ему в этом.
Обучающиеся гимназии с удовольствием включаются и в проектную деятельность. В
рамках месячника "За здоровый образ жизни” дети готовят проекты по заданной для
их возраста тематике, такие как: "Неболейка”, "Питание и здоровье”, "О спорт, ты
Мир” и другие. Классы участвуют в фестивалях и конференциях по ЗОЖ, конкурсах
плакатов и банеров, готовят выступления агитбригад. "Намного важнее пробудить в
детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в
занятиях адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная,
интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и
укрепления здоровья детей” (Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа").
В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые
технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития
обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое
общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность
воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре
независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же
благотворно влияет на здоровье.
При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых
учеников распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков. Если
преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей. В
эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при
необходимости делают два повторения.
Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий – один
из наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния
ребенка, формирования у него потребности в занятиях физической культурой и
спортом и накопления двигательного опыта обучающихся.
Чтобы у детей появился интерес к спортивной и физкультурно-оздоровительной
деятельности, я разработала систему внеклассной спортивно-массовой и
физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися начальных классов на основе
спортивной сюжетно-ролевой игры "Под парусом к заветной цели”. Игровой
сюжет – путешествие по океану в поисках страны Спортландии (парусная регата).
Каждый класс – это экипаж шхуны, которая имеет своё название, капитана, лоцмана,
штурмана со своими обязанностями.
Во время путешествия (регата проходит в течение всего учебного года) экипажи
проплывают различные географические пункты: остров Игры, остров Эрудитов,
Эстафетный пролив, бухту "Веселая переменка”, мыс Спорта. Каждый причал
соответствует определенному мероприятию, например, на Веселом острове мы
проводим "Веселые старты”, на острове Эрудитов – викторины; в Эстафетном проливе
– различного рода эстафеты и т.д.
Цель игры: организация физкультурно-оздоровительной работы среди
младших школьников путём реализации естественных интересов обучающихся в игровой
деятельности.
Задачи:
- создание комфортных условий для обучающихся в системе
физкультурно-оздоровительной работы гимназии;
- укрепление здоровья детей и приобщение их к занятиям физической
культурой, привитие навыков ЗОЖ;
- развитие творческих способностей у обучающихся и чувства ответственности
в процессе коллективных соревновательных действий.
Для проведения мероприятий в рамках этой игры создается Совет Яхт-клуба "Олимпик”,
в который входят: представители Ученического Совета, учителя начальных классов,
учитель физкультуры и капитаны экипажей. Президент клуба (старшеклассник)
осуществляет руководство деятельностью клуба. У Яхт-клуба свой девиз, свои
заповеди и правила игры.
Игра начинается с большого старт-шоу "Попутного ветра” из Порта Странствий.
Перед прохождением испытаний экипажам вручается "Маршрутный лист путешествия”. В
него вносятся общешкольные и классные мероприятия. Завершается путешествие у
берегов Спортландии, шхуны причаливают к мысу Спорта, где проходит
заключительная малая Олимпиада.
В ходе игры активно реализуется технология коллективного творчества и
сотрудничества. Особой популярностью пользуется у детей и родителей причал
на архипелаге "Дружная семейка”. Основное мероприятие этой стоянки –
Родительские субботы. Они могут проходить по итогам пройденных тем в форме
нестандартных уроков: "Королевство волшебных мячей”, "Гимнастический
калейдоскоп”, "В гости к Королеве Спорта”. А также в форме праздников и
соревнований с участием родителей: "Папа, мама, я – спортивная семья”,
"Неразлучные друзья – взрослые и дети”, "Детки и Предки”. Сотрудничество школы и
семьи становится всё более актуальным и востребованным.
Подобная игровая система проведения мероприятий в начальной школе очень
положительно влияет на эмоциональную сферу обучающихся и на повышение мотивации
как у детей, так и у взрослых к занятиям физической культурой и спортом и к
физическому воспитанию в целом.
В последние годы прочно входят в школьную жизнь шоу технологии. Шоу –
это не просто развлечение, а радость творчества вместе со взрослыми.
Традиционными для нашей гимназии стали такие спортивные шоу программы и
праздники, как: "Богатырские игры”, "Мужчины на поверке”, "Путешествие в
Спортландию”, фестиваль "Из дальних странствий возвратясь” и другие. С большим
интересом в этих шоу программах участвуют и родители, и педагоги гимназии,
открывая что-то новое и в себе и в своих детях. В процессе совместного решения
реальных творческих и организационных задач в практической деятельности
подготовки шоу программы, моделировании ситуаций, при анализе проблем и
нахождения решений дети понимают важность конкретных знаний по тематике шоу,
дружелюбных отношений в команде и свою значимость. А это ведёт к повышению их
уровня самоактуализации.
Большую популярность в последние годы приобретают Фитнес технологии:
степ-аэробика, аква-аэробика, шейпинг и другие. Слово "фитнес” в переводе с
английского означает быть в форме, быть здоровым. Из множества
здоровьесберегающих фитнес технологий, я остановилась на очень интересной,
полезной и модной технологии, называемой Фитболом.
Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и
позвоночника, одновременно уменьшая нагрузку на нижние конечности. Фитбол
является лучшим представителем балансировочного оборудования, который помогает
развить упругость мышц, гибкость, силу, улучшить координацию движений и осанку.
За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча
улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках
и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба,
мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на
мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию
равновесия.
Фитбол – один из наиболее веселых и позитивных видов фитнеса, он вызывает
эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методики
лежат определённые свойства мяча. Это и размер, и цвет, и его особая упругость.
Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного
анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает
эффект занятий.
Фитбол очень удачно вписывается в школьную программу по физическому
воспитанию. Большие красочные мячи можно применять и на уроках и во внеурочной
деятельности, это может быть:
- беговая разминка;
- круговая тренировка, как полностью с мячами, так и с применением
фитболов на отдельных станциях;
- проведение полного занятия с мячами или отдельной его части;
- "школа” большого мяча;
- танцевальные упражнения с мячами;
- общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях;
- упражнения на развитие физических качеств;
- упражнения на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата;
- игры и эстафеты.
Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно-образовательную,
коррекционную, развивающую работу в образовательном учреждении. Они не имеют
противопоказаний, а потому подходит абсолютно всем.
Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет и на
становление мотивационной сферы обучающихся в реализации усвоенных знаний
и представлений в области физической культуры. Проведённое среди детей и
родителей анкетирование показало, что в гимназии нет детей и родителей с низким
уровнем мотивации к ведению здорового образа жизни и отношению к физической
культуре; уменьшается количество взрослых и детей со средним уровнем и
увеличивается количество с высоким уровнем до 90% .
Основным показателем эффективности работы всей системы по здоровьеобеспечению
деятельности обучающихся гимназии является положительная динамика в изменениях
уровня физической подготовленности обучающихся и состоянии их здоровья.
Уменьшается количество детей, отнесённых к III и IV группам здоровья,
увеличивается количество обучающихся с I и II группой. Подобные изменения
происходят и с физкультурными группами: увеличивается количество
детей основной группы за счёт уменьшения подготовительной и специальной.
Постепенно улучшается состояние здоровья гимназистов почти по всем
показателям (от 2 до 10%). Остановлен спад показателей здоровья и положение
становится в целом более стабильным.
Выводы.
Благодаря наличию в моей работе системы здоровьесбережения удается:
- обеспечить высокий охват обучающихся гимназии регулярными занятиями
физической культурой и спортом;
- увеличить объём двигательной активности детей в режиме учебного дня;
- сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в
сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений
и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;
- обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также
рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению
здорового образа жизни;
- активизировать помощь родителей, общественности, организаций и
учреждений социума в работе гимназии по сохранению и укреплению здоровья
детей.
К.Э.Циолковский писал: "Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за
своё будущее, за господство разума и блага во вселенной…”.
А воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым.
Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях
современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ
нравственности и культуры. |