№ урока |
Тема |
Обще-
учебные
знания
умения
и навыки |
Практи-
ческая
работа |
Вид
контроля (мони-
торинг
учителя, администрации школы, МУО) |
Учебно-
методи-
ческое
обеспе-
чение |
Домашнее задание |
Безопасность и
защита человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях |
Раздел 1. Чрезвычайные, опасные
ситуации (6 час.) |
1 |
Что такое опасные и чрезвычайные
ситуации? |
Безопасность. Опасные,
чрезвычайные, крупномасштабные, экстремальные
ситуации. |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ |
§1, вопр. стр. 8 |
2 |
Главные формулы ОБЖ. |
Правила поведения в опасной
ситуации |
Нарисовать схему дороги в школу,
указать опасные места |
Мониторинг учителя |
|
§2, вопр. стр. 10 Памятка. |
3 |
Как научиться выявлять и предвидеть
опасности. |
Причины возникновения опасных
ситуаций: незнание, непослушание, каприз,
глупость, невнимательность и т.д. Рекомендации –
предостережения. |
Рисунок – проект знаков опасности |
Мониторинг учителя |
Пословицы, поговорки об опасностях. |
§3, зад. 5 стр. 15 |
4 |
Опасные ситуации в городе. |
Основные виды городских
опасностей и их причины: загрязнение окружающей
среды, транспорт, правонарушения, городские
соблазны. |
Экскурсия |
Мониторинг учителя |
|
§4. отчет по экскурсии |
5 |
Службы ЧС и сигналы оповещения об
опасности. |
МЧС, ГОЧС, ПСС, сигналы
оповещения, городская служба МЧС |
|
Мониторинг учителя |
экстренные телефонные номера в городе |
§5 зад 5, 6 стр. 25 |
6 |
Правила эвакуации из школьного здания. |
План эвакуации,
сигнал эвакуации, эвакуационные надписи в
школьном здании, соблюдение правил эвакуации. |
Практ. работа "Спасение из школьного
здания” |
Мониторинг учителя |
план эвакуации из школы |
Повт.§1–5, зад.3, 5 стр. 20 |
Раздел 2. Безопасность в жилище
(7 час.) |
7 |
Опасные ситуации в жилище. |
Возгорания, бытовые травмы,
падения с высоты, конфликты, утеря ключей, кражи,
мошенничество, затопления, повреждения здания,
имущества, лифт. |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ |
§6 , зад.6 стр. 31 |
8 |
Пожары, и как их не допустить Эвакуация
из горящего здания, средства тушения пожара. |
Причины пожаров,
последовательность неотложных и обязательных
действий, средства тушения пожара, пенный,
порошковый, углекислотный огнетушители |
Практ. работа "Устройство
огнетушителя" |
Мониторинг учителя |
Инструкция по устройству огнетушителя |
§7, памятка |
9 |
Опасные газы. С ними не шутят. |
Угарный газ, оксид азота, бытовой
газ, правила оказания помощи при отравлениях
газом. |
Практ работа: "Оказание помощи при
отравлении газом" |
Мониторинг учителя |
|
§9, зад5. стр. 45 |
10 |
Затопление жилища. |
Причины затопления,
последовательность действий при затоплениях,
правила предотвращения затопления. Службы
ремонта (адреса, телефоны) |
Практ. работа "Как сообщить об аварии
по телефону” |
Мониторинг учителя |
|
§10, алгоритм |
11 |
Взрыв и обрушения в доме. Землетрясения. |
Причины разрушения,
последовательность действий при разрушениях. |
Практ. работа "Безопасные места в школе
при землетрясении” |
Мониторинг учителя |
|
§11 |
12 |
Опасные вещества в быту |
Средства бытовой химии, надписи
на упаковках, косметические препараты,
лекарства, ядовитые вещества: формальдегид,
тяжелые металлы, пестициды, нитраты, |
Практ. работа "Оказание помощи при
отравлении средствами бытовой химии" |
Мониторинг учителя |
|
§12.1 |
13 |
Отравления и оказание первой
доврачебной помощи при отравлениях |
Признаки отравления,
последовательность оказания помощи, вызов врача |
Выставка-экскурсия по этикеткам
средств бытовой химии |
Мониторинг учителя |
|
§12.2 |
Раздел 3. Безопасность на
дорогах, транспорте (5 час.) |
14 |
Опасные ситуации на дорогах и тротуарах |
Правила дорожного движения:
светофор, перекресток, разметка на дорогах,
тормозной путь, тротуар. |
Экскурсия по городу "Светофор.
Разметка дороги” |
Мониторинг учителя |
|
§13.1 |
15 |
Безопасность в общественном и личном
транспорте |
Посадка и выход в общественном
транспорте. Пожар, авария, внезапная остановка, |
Практ. работа. Ролевая игра "Случай в
автобусе” |
Мониторинг учителя |
А.Ильин "Школа выживания при авариях и
стихийных бедствиях” |
§13.2 |
16 |
Безопасность на железнодорожном
транспорте. Я пассажир поезда. |
Причины опасных ситуаций на ж\д.
Правила на ж\д. Знаки на ж\д: шлагбаум, переезд,
стоп-кран, эскалатор, турникет |
|
Мониторинг учителя |
А.Ильин "Школа выживания при авариях и
стихийных бедствиях” |
§16, памятка |
17 |
Как уберечься от опасностей на воде и
водном транспорте |
Несчастные случаи на воде:
судороги, "смелость и лихость", столкновения
судов, пробоины в днище лодки, поломки
механизмов, взрыв на судне, шторм. Эвакуация с
судна. Советы опытных спасателей. Команды на
судах |
|
Мониторинг учителя |
А.Ильин "Школа выживания при авариях и
стихийных бедствиях” |
§17, памятка |
18 |
Аварийные ситуации на воздушном
транспорте |
Авиалайнер, условные знаки в
аэропорту и в самолете, герметизация,
разгерметизация, трап, вынужденная посадка |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ |
§19, памятка |
Раздел 4. Безопасность в городе
(5 час.) |
19 |
Опасности на улицах города. Толпа. |
"Паническое бегство"
источник опасности, паника, правила поведения в
толпе |
Практ работа "Пройди в толпе” |
|
А.Ильин "Школа выживания при авариях и
стихийных бедствиях” |
§15 |
20 |
Опасности тонкого льда. Способы
спасения и выживания в холодной воде. |
Полынья, кромка льда, скользящий
шаг, дрожь (озноб), страховка, правила спасения
тонущего, оказание первой помощи пострадавшему |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ |
§15.2. 18 |
21 |
Ситуации криминального характера |
Покушение, жертва, преступник,
бдительность, самообладание, язык жестов,
агрессия |
Ролевая игра "Преступник–жертва” |
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ,
А.Ильин "Школа выживания при авариях и стихийных
бедствиях” |
§20.1 |
22 |
Как защитить свой дом. |
Кража, ограбление. Причины
проникновения в дом воров. Действия при попытке
проникновения |
Практ. работа "Один дома” |
Мониторинг учителя |
|
§20.2 |
23 |
Криминальные ситуации на улице и других
общественных местах. |
Уголовный кодекс, закон, статья
закона, происшествие, самооборона, угроза
применения оружия |
|
Мониторинг учителя |
Документы: Закон, Уголовный кодекс |
§20.3 |
Раздел 5. Экологическая
безопасность (5 час.) |
24 |
Нарушение экологического равновесия.
За воздух без смога. |
Экологические проблемы,
окружающая среда, аварийные выбросы, бытовые,
промышленные отходы, потенциальные источники,
смог, самозащита, чистый воздух |
Коллективный коллаж-рисунок "Кто и чем
загрязняет наш город” |
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ |
§21.1 |
25 |
Вода – формула жизни |
Синтетические моющие средства
(СМС), кислотные дожди, питьевая, промышленная
вода, фильтр, |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ |
§21.2 |
26 |
Загрязнение почвы |
Исчезновение почвы,
опустынивание, эрозия почв |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ |
§21.3 |
27 |
Продукты питания – под контролем |
Чистые продукты, сертификат
качества, |
Экскурсия в продуктовый магазин
"Качественные и некачественные продукты” |
Мониторинг учителя |
|
§21.4 |
28 |
Шум. Радиация. Вибрация. Безопасный
компьютер |
"Шумовое загрязнение”,
инфразвуки, "вибрационная болезнь”,
электромагнитные излучения, радиация, |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ |
§21.5 |
6 раздел. Оказание первой
медицинской помощи (4 час.) |
29 |
Виды ранений, кровотечений.
Первоначальная обработка раны. |
Неотложные меры, кровотечение
(капиллярное, венозное, артериальное), жгут,
закрутка, инфицирование, антисептики, |
Практическая работа "Знакомство с
предметами для оказания помощи” |
Мониторинг учителя |
|
§22.1 Памятка в тетради |
30 |
Носовое, внутреннее кровотечение |
Пузырь со льдом. |
Практическая работа "Наложение
повязки. Обработка раны” |
Мониторинг учителя |
|
§22.1 Памятка в тетради |
31 |
Помощь при термических ожогах |
Термический ожог, степени ожогов,
правила оказания помощи при ожогах |
Практическая работа "Помощь при
ожоге” |
Мониторинг учителя |
|
§22.2 Памятка в тетради |
32 |
Помощь при химических отравлениях и
ожогах. |
Концентрированная кислота,
щелочь, негашеная известь |
Практическая работа "Помощь при
химическом отравлении” |
Мониторинг учителя |
|
§22.3 Памятка в тетради |
33 |
Контрольно-обобщающий урок |
Знание памяток поведения в
опасных ситуациях. |
Общественный смотр знаний
(администрация, родители) |
|
|
34 |
Экскурсия по улицам города |
Скоро каникулы. Правила
поведения дома, на улице, на проезжей части. |
|
|
|
|
6-й класс |
№ урока |
Тема |
Общеучебные знания умения и навыки |
Практическая работа |
Вид контроля (мониторинг учителя,
администрации школы, МУО) |
Учебно-методическое
обеспечение |
Домашнее задание |
Раздел 1.
Безопасность и защита человека в экстремальных
природных условиях (22 час.) |
1 |
Введение |
Чрезвычайные и экстремальные
ситуации, безопасность человека |
|
|
|
Стр.3–5 |
Глава 1. Экстремальная ситуация
в природе и первоочередные действия человека,
попавшего в нее (3 час.) |
2 |
Опасные и экстремальные ситуации. Что к
ним приводит? |
Опасность, автономное
существование, природная среда,
климатогеографические особенности |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ,
А.Ильин "Школа выживания при авариях и стихийных
бедствиях” |
§ 1 |
3 |
Как подготовиться к путешествию по
незнакомым местам, чтобы не попасть в
экстремальную ситуацию. |
Природные, техногенные,
социальные факторы, личное, групповое
снаряжение, |
Практ. работа. Игра "Собери рюкзак” |
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ,
А.Ильин "Школа выживания при авариях и стихийных
бедствиях” |
§ 2 зад.
стр.15 |
4 |
Факторы, мешающие успешно справиться с
экстремальной ситуацией в природе. |
Факторы неудачи: страх, боль,
переутомление, уныние. Физиологические факторы:
холод, жара, жажда, голод, |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ,
А.Ильин "Школа выживания при авариях и стихийных
бедствиях” |
§ 3 |
5 |
Алгоритм действий в экстремальной
ситуации в природе |
Как успокоиться, как оценить
ситуацию, построение плана действий в конкретной
ситуации |
Практ. работа в группах "Спасение
утопающих – дело рук самих утопающих” |
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ,
А.Ильин "Школа выживания при авариях и стихийных
бедствиях” |
§ 4 |
Глава 2. Смена
климатогеографических условий (2час) |
6 |
Особенности акклиматизации в различных
местах Земли. |
Климат, климатические зоны Земли,
акклиматизация, смена климата, жаркий, холодный,
горный, морской климаты, кислородное голодание,
горная болезнь, тепловой удар. |
Практ. работа с картой "Климатические,
природные зоны Мира” |
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ,
А.Ильин "Школа выживания при авариях и стихийных
бедствиях” |
§ 5 зад. 6
стр. 30–31 |
7 |
Общие правила успешной акклиматизации |
Режим питания, потребления
питьевой воды, сезонная, погодная одежда,
реакклиматизация |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ,
А.Ильин "Школа выживания при авариях и стихийных
бедствиях” |
§ 6 |
Глава 3. Возможности выживания
человека в условиях автономного существования в
природной среде (16 час.) |
7 |
Если ты отстал от группы. |
Оценка ситуации, принятие
решения |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ,
А.Ильин "Школа выживания при авариях и стихийных
бедствиях” |
§ 7 |
8 |
Если ты заблудился в лесу |
Ориентирование на местности,
определение сторон света, движение по
ориентирам, использование подручных средств для
ориентирования |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”: ОБЖ,
А.Ильин "Школа выживания при авариях и стихийных
бедствиях” |
§ 8 зад.
стр. 40 |
9 |
Авария транспортного средства в
безлюдной местности. |
Аварии автомобиля, самолета и др.
транспортных средств, поисково-спасательные
группы, "точка возврата” |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”,А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 9 |
10 |
Сигналы бедствия. |
Сигналы местонахождения, способы
подачи сигналов, Сигналы международного кода |
Практическая работа "Как подать сигнал
о местонахождении, просьбу о спасении” |
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”,А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 10 |
11 |
Ориентирование по компасу. |
Компас, правила пользования,
ориентирование по компасу |
Практическая работа "Ориентирование
по компасу!” |
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”,А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 11 |
12 |
Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам. |
Гномон, солнечные часы, звездное
небо |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”,А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§12 |
13 |
Ориентирование по местным признакам |
Природные ориентиры |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”,А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 13 зад.1, 2
стр. 58–59 |
14 |
Как находить дорогу к жилью. |
Сакма, тропа человека, звериная
тропа, приметы дороги в лесу, в песках, степи |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”,А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 14 |
15 |
Устройства временных укрытий (жилищ) |
Временное укрытие, выбор места,
постройка укрытия в разное время года из
различного материала |
Практ. Работа "построй укрытие”
(кубики, карандаши, ткань, веревка и др.) |
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”,А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 15 |
16 |
Добывание огня, разведение костра. |
Место для костра, способы добычи
огня, Разжигание костра: растопка,
"зажигательные палочки”. Сохранение огня. Типы
костров. Очаг. |
Практ. Работа "Типы костров” |
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”,А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 16 |
17 |
Обеспечение бытовых потребностей. |
Изготовление бытовых приборов из
подручных средств |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”,А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 17 Практ. работа "Изготовление бытовых
приборов из различного материала” |
18 |
Поиск и добывание воды. |
Водно-солевой режим человека. Как
сохранить воду в организме. Природные признаки
определения воды, добыча воды летом и зимой.
Правила обезвреживания воды. Опреснение воды.
Фильтрование. |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”, А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 18 |
19 |
Организация питания. Добывание пищи.
Рецепты походных блюд. |
Голод. Источники пищи в в лесу, в
пустыне, в степи, в пресной, соленой воде. Как
добыть пищу. Орудия лова и охоты. Сохранение пищи.
|
Практ работа "Меню для лесного,
морского, степного обеда” |
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”, А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 19 |
20 |
Личная гигиена в походе. Уход за одеждой
и обувью. |
Чистый – значит здоровый.
Природные моющие средства, уход за одеждой
обувью |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”, А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 20 |
21 |
Возможные опасности в пути и меры по их
предупреждению. |
Правила поведения при встрече со
зверем, как переправиться через водную преграду,
как пройти по болоту, движение в горах, страховка.
Защита от молнии |
|
Мониторинг учителя |
Энциклопедия "Я познаю мир”:
ОБЖЭнциклопедия "Личная безопасность”
"Аванта+”, А.Ильин "Школа выживания при авариях
и стихийных бедствиях” |
§ 21 |
22 |
Контрольно-обобщающий урок по
изученным темам. |
Памятки и правила при автономном
существовании |
Игра-эстафета "Помоги себе сам” |
Мониторинг учителя |
Общественный смотр знаний
(администрация, родители, учителя) |
|
Раздел 2. Основы медицинских
знаний для оказания первой помощи в
экстремальных ситуациях (12 час.) |
23 |
Общие принципы оказания самопомощи.
Общие принципы оказания помощи пострадавшему. |
Методы самоконтроля здоровья.
Порядок оказания себе первой помощи. Принципы
помощи пострадавшему (необходимо–недопустимо). |
|
Мониторинг учителя |
|
Стр. 136–137, памятка |
24 |
Аптечка, природные лекарственные
средства. |
Необходимое содержание походной
аптечки. Лекарственные растения в природе. |
Практ. работа "Лесная аптека” |
Мониторинг учителя |
|
Стр. 139–141, (коллекция этикеток
лекарственных трав) |
25 |
Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. |
Потертости,мозоли. Причины их
возникновения. Предупреждение. Первая помощь.
Ссадина. Как оказать помощь. |
|
Мониторинг учителя |
|
Стр. 142–144 |
26 |
Закрытые травмы. Способы наложения
шины. Повязки. |
Ушибы, растяжения, разрыв связок,
вывихи, сдавление, размозжение, переломы
(открытые, закрытые). Помощь при травмах. |
Практ. работа "как наложить шину” |
Мониторинг учителя |
|
Стр. 144–149 |
27 |
Укусы животных. |
Гнус. Репелленты. Кровососущие,
жалящие насекомые. Заболевания, передающиеся
через укусы насекомых. Укусы пауков, змей, хищных
животных. Интоксикация. Заболевания,
передающиеся животными. Прививки. Сыворотка.
Первая помощь. |
|
Мониторинг учителя |
|
Стр. 149–158, (коллекция изображений
опасных животных) |
28 |
Отравления. |
|
|
Мониторинг учителя |
|
Стр. 158–160 |
29 |
Первая помощь утопающему. Основные
приемы реанимации. |
Как помочь тонущему.
Предметы-помощники в спасении. Первая помощь:
искусственное дыхание, наружный массаж сердца. |
Практ. работа "Помощь утопающему” |
Мониторинг учителя |
|
Стр. 160–162 |
30 |
Тепловые и солнечные удары.
Обморожения. Поражения молнией |
Солнечный, тепловой удар.
Признаки поражения. Обморок. Обморожение.
Признаки обморожения. Первая помощь при
обморожениях. Помощь пораженному молнией. |
Практ. работа "Помощь при солнечном
ударе, обморожении” |
Мониторинг учителя |
|
Стр. 162–167 |
31 |
. Заболевания глаз, удаление инородных
тел их глаза, уха, носа. |
Слепота. Раздражение глаз.
Конъюнктивит. Инородные тела в глазу, ухе, носу.
Первая помощь. |
|
Мониторинг учителя |
|
Стр. 167–169 |
32 |
Переноска пострадавших без носилок. |
Практ. работа "Способы переноски
пострадавших” |
|
Мониторинг учителя |
|
Стр.169–172 |
33 |
Контрольно-обобщающий урок. |
Игра-эстафета "Несчастный
случай в походе” |
Общественный смотр знаний
(администрация, учителя, родители) |
|
34 |
Скоро каникулы. Как сохранить свое
здоровье летом. |
Правила поведения на улице, в
тайге, на реке. |
Экскурсия по окрестностям города |
|
|
|