Воскресенье, 05.05.2024, 15:11                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » БИОЛОГИЯ

Исследовательская работа учащихся в ходе формирования экологической культуры обучающихся средствами предмета
04.06.2012, 18:26

Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь
Китайская пословица

Главной целью формирование экологической культуры обучающихся средствами предмета через развитие его творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды и здоровья населения, является – создание условий для личностного развития учащихся, повышение образовательного и общекультурного уровня. Основная задача модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности.

Именно сегодня, когда появилась необходимость привести в систему получаемые знания школьников, для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда, актуальной становится организация исследовательской деятельности учащихся. Работу по формированию навыков исследовательской деятельности веду на основе современного подхода к осуществлению образовательного процесса и организации внеурочной деятельности по предмету. Опираюсь на идеи А.В.Леонтович, Т.А.Файн, Н.И.Дереклеева, Н.А.Криволапова. Ссылаясь на свой педагогический опыт, я убеждена в том, что, организация мотивированной исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности способствует реальному продвижению учащихся по пути овладения основными образовательными компетенциями, необходимыми для продолжения образования. Формирование исследовательских умений и навыков осуществляю поэтапно.

Ступени ученической научно-исследовательской деятельности учеников – исследователе:

  • подготовительный этап,
  • развивающий этап,
  • исследовательский, экспериментальный, завершающий этап.

Для развития исследовательских умений и навыков, мною разработан и рассмотрен МО учителей естественного цикла, факультативный курс для учащихся 7 классов "Юный эколог". Курс предусматривает теоретические и практические занятия. Программа курса позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, расширяет кругозор и укрепляет интерес учащихся к естественным наукам.

На первой ступени, учащиеся знакомятся с различными методиками выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также умению обобщать данные и формулировать выводы. Выбор темы проводится по желанию ребенка, с учетом возможности школьной базы для выполнения работы. Вместе с учащимися выдвигаю местные проблемы, определяемся с целью исследования. Составляем план проведения работы. Уже на первом практическом занятии, провожу исследование, используя методику малых открытий. Рассмотрим данную методику на примере определения кислотности снега. Очень часто с экрана телевизора мы слышим об ухудшении окружающей среды. Ярким тому примером являются: озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди. А что с неба на нас льется кислотный дождь? А могут быть осадки кислотные? Используя индикаторную бумагу, можно определить наличие кислот в осадках и предсказать, к каким последствиям приведет таяние такого снега. Если в пробирке рН 5,6, то это говорит о кислотных выпадениях в изучаемом районе в течение зимы. Давайте проверим!

Цель работы:

  • оценить кислотность снеговых выпадений;
  • сравнить показатели кислотности на разных участках микрорайона.

Для проведения эксперимента учащиеся готовят снеговой фильтрат с трех разных участков: территория станции технического обслуживания, территория котельной поселка Пурпе, территория железнодорожного вокзала.

Для определения рН среды используем индикаторную бумагу. В результате эксперимента учащиеся приходят к выводу: участок с наибольшем показателем рН – станция технического

обслуживания; источником загрязнения снежного покрова в большей степени является автотранспорт. Проведение эксперимента позволяет учащимся освоить культуру научного исследования, проявить активность и самостоятельность, расширить и углубить базовый уровень знаний и умений. Во время работы учащиеся пользуются литературными, информационными, лабораторными источниками.

Второй уровень, развивающий, он включает усложненные элементы прохождения через систему НОУ. Учащиеся уже познакомились с основными принципами и методами сбора и обработки данных, сами оценивают свои возможности в выполнении темы работы, анализируют результаты, делают выводы. На этом уровне закладывается опыт, эксперимент, проводятся наблюдения или мониторинг. Работу провожу с учащимися 8-9 классов.

Третий уровень, исследовательский, экспериментальный, завершающий этап. Он включает самые сложные элементы прохождения учащихся через систему НОУ. На этом уровне учащиеся представляют собственную исследовательскую работу, с выдвижением научных гипотез и защитой своих идей. Работу провожу с учащимися 10–11 классов наиболее увлеченными биологией, стремящихся к получению разносторонних знаний. За последние четыре года в рамках НОУ исследования велись по следующим направлениям:

  • изучение снежного покрова для определения чистоты воздуха в поселке Пурпе;
  • изучение фитонцидных свойств комнатных растений (на примере лимона комнатного);
  • оценка чистоты атмосферного воздуха;
  • исследование качества окружающей среды, с помощью лишайников.

Анализ работы в данном направлении позволяет сделать вывод, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности: позволяет добиваться высоких качественных результатов в обучении; усиливает практическую направленность уроков и внеурочной деятельности; активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся; развивает в учениках компетенции, необходимые для продолжения образования. Основным критерием успешности в данном направлении являются результаты, достигнутые школьниками в конкурсах различного уровня: 2010 год – 1 призер Всероссийского открытого конкурса научно – исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся "ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”, 2008 год – 1 призер (второе место) III окружного конкурса юных натуралистов-экологов (номинация "Исследовательская работа”).2006 год – 1 победитель III районного слета юных экологов, 2007 год – 1 призер районной научно-практической конференции "Я намечаю путь к открытию”;2008 год -1 победитель и 1 призер районного этапа III окружного конкурса юных натуралистов-экологов. Для организации научно – исследовательской деятельности были установлены деловые отношения: ФГУЗа г.Губкинского, администрацией поселка Пурпе, центрами информации. Нашим исследованиям дана высокая оценка – учащиеся нашей школы выступают на школьных, районных, Всероссийских научно – исследовательских конференциях. Научно – исследовательские работы в области экологии очень интересны учащимся школы. Благодаря исследовательским работам формируется новое общество, с новыми взглядами на окружающей мир, с особым, трепетным отношением к природе. Наши планы на будущее продолжить работу в этом направлении.

Литература

  1. Боднарук М.М. и др. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10 – 11 классах. Волгоград: Учитель, 2007. – 167с.
  2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся : Методический сборник. М: Народное образование, 2001.272 с.
  3. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: "Малая Академия наук”. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154с.
  4. Панютина и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.
Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: admin | Теги: методическая котилка учителя биолог, задания по биологии, дидактический материал по биологии, дополнительный материал к урокам би
Просмотров: 2219 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru