На мониторинг здоровья школьников в
образовательном учреждении распространяются общие подходы к мониторингу
в образовании. Организация и проведение мониторинга здоровья
школьников в образовательном учреждении не является принципиально новым
видом деятельности для школы.
Перечень различных
методик, ориентированных на получение данного вида информации,
необозрим. Однако, большая часть из них не предназначена для решения
мониторинговых задач, где предполагается их стандартизированное многократное систематическое использование.
Развитие мониторинга здоровья в образовании
на настоящем этапе характеризуется широчайшим размахом исследований в
поиске постоянных констант и разработки средств их измерения. В этом
процессе наряду с крупными исследовательскими центрами активно
участвуют специалисты, непосредственно работающие с детьми - педагоги,
психологи, воспитатели. По отношению к их деятельности в области
диагностирования, тестирования и др. выходило много регламентирующих
документов, предупреждающих возможные негативные следствия в случае
применения некачественных методик, нарушения правил представления и
интерпретации информации. Вместе с тем широчайшую практику простейших,
низкопробных, некачественных социологических, психологических и
педагогических измерений остановить необходимо.
Мониторинг как вид
деятельности в образовательном учреждении - находится на этапе своего
становления. Значение его появления в структуре основных видов
деятельности, ставших традиционными трудно переоценить. Освоение
мониторинга как нового вида деятельности директорами школ будет
принципиально определять развитие их управленческой деятельности в
целом. Качественный скачок в становление внутришкольного мониторинга
произойдет только при условии, что школа будет использовать средства
измерения, созданные в строгом соответствии метрологическим
требованиям.
Мониторинг здоровья школьников в образовательном учреждении предполагает системную и комплексную работу по анализу состояния здоровья обучающихся. Методики, которые будут использоваться при мониторинге здоровья должны быть направлены на характеристику индикаторов состояния здоровья.
Использование мониторинга в экологии, социологии,
медицине, психологии, образовании достаточно подробно описано в
отечественной и зарубежной литературе. Многочисленные системы
мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает
возможность говорить о нем как целостном самостоятельном
научно-практическом феномене. Различия в понимании его сущности, а также
целеполагании и средствах осуществления отражают специфику и уровень
разработанности проблем в каждой из областей применения. Выделяют
несколько оснований для классификации его систем.
По области применения мониторинга
- в экологии и биологии;
- в медицине;
- в психологии;
- в экономике и бизнесе;
- в политике, политологии и социологии;
- в промышленности;
- компьютеров и средств связи;
- в образовании.
По способам сбора информации
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
Виды
мониторинга, в процессе осуществления которого возможно
непосредственное описание объекта мониторинга, не прибегая к
каким-либо измерениям. (Например, мониторинг средств массовой
информации, текущего законодательства, выборов). |
Виды
мониторинга, в процессе которого осуществляется непосредственное
физическое измерение параметров объекта. (Например, мониторинг
шума, уровня моря, налогов, коррозии металлов, компьютерных сетей, рынка
продуктов). |
Виды
мониторинга, в ходе которого измерение параметров объекта проводится с
использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев
или индикаторов. (Например, мониторинг воздуха, сердечной
деятельности, доходов, почвенно-химический мониторинг). |
Виды
мониторинга, в процессе которого измерение проводится опосредованно, с
привлечение технологий научного исследования, с использованием
системы критериев и показателей. (Например, мониторинг
санитарно-гигиенический, социально-политический,
социально-экономической ситуации). Именно к этой четвертой группе
относится и мониторинг образовательных систем. |
Применительно к социальным системам
можно выделить 4 вида мониторинга в зависимости от его целей:
Информационный |
Базовый (фоновый) |
Проблемный |
Управленческий |
Структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения. |
Выявление новых
проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне
управления. За объектом мониторинга организуется достаточно
постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей
(индикаторов), которые достаточно полно его определяют. |
Выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления. После того, как задача решена, он прекращает свое существование. |
Имеет целью
отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов
принятых решений, исследования эффекта влияния, когда задачей
становится построение систем оценок для определения динамики,
качества влияния внешних или внутренних факторов. |
Виды мониторинга по основаниям экспертизы
Динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
Конкурентный: выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.
Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.
Безосновной:
предметом анализа являются результаты, полученные в одном
исследовании. Такой способ не может быть корректным, но существует,
порождая массу ошибок и недоразумений.
Виды мониторинга по уровням управления
- школьный;
- районный;
- областной (региональный);
- федеральный.
|