Проблема воспитания здорового поколения
приобретает в настоящее время большое значение.
С каждым годом увеличивается заболеваемость
среди детей.
Здоровье школьников во многом зависит от
организации учебного процесса и условий жизни
детей в школе. К сожалению, многие дети приходят
учиться уже с отклонениями в состоянии здоровья.
Тем актуальнее предупредительные мероприятия,
направленные на повышение защитных сил детского
организма, на снижение интенсивности стрессовых
воздействий. В этих условиях учитель может
использовать "Дневник здоровья”.
"Дневник здоровья” позволит развить у младших
школьников мотивационные основы сохранения и
улучшения и своего физического и духовного
здоровья.
На страницах "Дневника здоровья” содержится
материал позволяющий привить навыки правильного
режима дня, рационального питания, негативного
отношения к вредным привычкам, гигиенические
навыки.
Содержание " Дневника здоровья” может быть
использовано для индивидуальной и коллективной
работы в классе, так и самостоятельной работы
дома.
В дневнике указывают фамилию, имя, дату
рождения, основные антропометрические
показатели (вес, рост), группу крови, цвет волос,
глаз.
В "Дневник здоровья” включены следующие
основные темы:
- Понятие о здоровом и больном организме, хорошем
и плохом самочувствии.
- Значение соблюдения режима дня и необходимости
подвижного образа жизни, физических упражнений
для укрепления здоровья.
- Особенности рационального питания детей;
заболевания, связанные с неправильным питанием.
- Гигиенические навыки и их роль в профилактике
заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта.
- Вредные привычки у детей (курение, алкоголь,
токсикомания, наркомания), и их связь с
возникновением заболеваний человека.
- Правила безопасности жизнедеятельности. Первая
помощь в экстренных случаях.
- Экстремальные ситуации, определение
потенциальной опасности, необходимость точных
действий детей в экстремальных случаях.
Изучение этих тем начинается с первого класса
на доступном младшим школьникам уровне.
Постепенно с 1-го по 4-й класс учебный материал
углубляется и усложняется. "Дневник здоровья”
учащиеся начинают вести со второго класса и
продолжают в третьем и четвертом.
В работе с "Дневником здоровья” могут быть
использованы следующие приемы:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка сценок, спектаклей;
- разучивание и исполнение песен, прослушивание
песен и стихов;
- выполнение подвижных игр и физических
упражнений, упражнений на расслабление,
аутогенные тренировки, концентрацию внимания,
развитие воображения, точечный массаж,
валеологический самоанализ;
- рисование и раскрашивание рисунков;
- составление и решение кроссвордов;
- составление режима дня;
- составление меню;
- заполнение анкет, тестов;
- придумывание значков, загадок;
- составление пословиц.
Работа с "Дневником здоровья” поможет учителю
решить задачи:
- исследовать и оценить состояние здоровья
учащихся;
- формировать установку на здоровый образ жизни;
- сохранить и укрепить здоровье учащихся через
приобщение к здоровому образу жизни;
- научить учащихся воспринимать свою жизнь и
здоровье как величайшую ценность дарованную нам.
Работа с " Дневником здоровья” помогает
усвоить учебный материал, делает путешествие в
страну здоровья интересным и увлекательным, а
так же способствует развитию у школьников
процессов самонаблюдения, валеологического
анализа и самоанализа для коррекции
собственного образа жизни. Учителю при этом
отводится роль консультанта, а строителем своего
здоровья на всех этапах остается сам ученик. |