Программа гармоничного развития личности в
нашей стране требует от общеобразовательной
школы такой подготовки подрастающего поколения
к жизни, чтобы она соответствовала
научно-техническому прогрессу, уровню развития
современной культуры. Исходя из общих задач
воспитания, школьный курс изобразительного
искусства ставит своей целью: готовить
всесторонне развитых, образованных членов
общества, способных принять активное участие в
различных видах деятельности и отвечает
современным требованиям, направленным на
воспитание конкурентно-способной личности.
Вопросы активизации учения учащихся относятся
к числу наиболее актуальных проблем современной
педагогической науки и практики. Реализация
принципа активности в обучении имеет
определенное значение, т.к. обучение и развитие
носят деятельностный характер, и от качества
учения как деятельности зависит результат
обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения
эффективности и качества учебного процесса
является развитие познавательной активности
учащихся. Возросшие требования к
учебно-воспитательной работе, выдвигаемые перед
школой, с одной стороны, сдвиги в общем развитии
детей (физическом и умственном), с другой,
заставляют искать новые формы работы с детьми по
изобразительному искусству. Как известно, сейчас
отмечается более быстрый темп формирования у
детей знаний и представлений о действительности,
в значительной мере эти изменения объясняются
повышением общего материального уровня жизни в
стране, развитием техники, оказывающей большое
влияние на все стороны жизни общества, в том
числе и на поток информации, приобретающий все
более массовый характер. Сейчас, уже
недостаточно научить детей грамотно рисовать,
большое внимание уделяется развитию творчества
на уроках изобразительного искусства,
поощряется проявление самостоятельности по
отношению к своей работе.
Для активизации познавательной деятельности
учащихся я использую на уроках следующие
технологии преподавания:
- систему учебно-творческих заданий, используя
личностно ориентированный подход к учащимся.
- дидактические игры, театрализованный подход,
тесты, поиск дополнительного занимательного
материала и т.п.
- систему межпредметных связей, что позволяет
почувствовать практическую направленность
уроков изобразительного искусства, их связь с
жизнью.
Включение в программу
национально-регионального компонента позволяет
приобщить учащихся к истории своего края,
способствует внедрению исследовательского
метода обучения.
Разнообразие материалов и техники будят
творческую инициативу, развивают фантазию и
воображение учащихся. Не обладая достаточными
навыками, подростки обычно не удовлетворяются
своими слабыми рисунками и постепенно
утрачивают интерес к изобразительному
искусству. При выполнении же довольно сложных и
нестандартных работ с использованием различных
материалов, учащиеся начинают с увлечением
заниматься рисованием, стремятся выполнять свои
работы на высоком уровне, творчески подходить к
выполнению задачи. В результате повышается
мотивация учащихся, качество знаний, развивается
познавательный интерес к искусству, учащиеся
становятся более активными.
Педагогическая действительность ежедневно
доказывает, что процесс обучения проходит
эффективнее, если ученик проявляет
познавательную активность.
Познавательная активность школьника
рассматривается как постоянно изменяющееся
глубокое и качественное свойство личности,
направленное на осознание предмета деятельности
и достижение конечного, значимого для него
результата.
Активность, самостоятельность, инициативность,
творчество являются ведущими в определении
направленности развития личности в современных
условиях. Одно из важных условий успешного
развития познавательной активности –
разнообразие и вариативность работы с детьми на
уроках. Новизна обстановки, необычное начало
работы, красивые и разнообразные материалы,
интересные для детей неповторяющиеся задания,
возможность выбора и еще многие другие факторы
обеспечивают живость и непосредственность
детского восприятия и деятельности.
Основная задача изобразительной или
художественно-творческой деятельности
заключается в том, чтобы развить эстетические
чувства, представления и взгляды на мир и научить
детей смело выражать то, что он чувствует
изобразительными средствами.
К формам организации учебно-познавательной
деятельности относится система средств, с
помощью которой учитель добивается включения
каждого ученика в активную целенаправленную
учебно-познавательную деятельность на основе
сочетания индивидуальной, парной, групповой и
фронтальной работы.
В педагогической практике используются
различные пути активизации познавательной
деятельности, основные среди них – разнообразие
форм, методов, средств обучения, выбор таких их
сочетаний, которые в возникших ситуациях
стимулируют активность и самостоятельность
учащихся.
Для достижения наилучших результатов в
обучении изобразительному искусству использую:
творческие задания, работу в группах,
дидактические игры. Использование разнообразных
форм работы позволяет избежать однообразия и
монотонности в проведении уроков, поддерживать
интерес к изобразительному искусству и,
соответственно, положительную мотивацию к
обучению.
Решение кроссвордов, ребусов, занимательных
задач, активизирует мыслительную и
познавательную деятельность учащихся.
Экскурсии имеют учебно-познавательное и
большое воспитательное значение. Живое общение с
природой стимулирует познавательную активность
учащихся к ее изучению и способствует
эстетическому воспитанию и любви к родному краю.
Компьютерные технологии создают большие
возможности активизации познавательной
деятельности. Информационные технологии
помогают отправиться в различные
"путешествия”, в которых ученики превращаются в
пытливых искателей знаний. Работа с компьютером
вызывает у детей повышенный интерес и усиливает
мотивацию обучения. Средства мультимедиа
позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с
другими техническими средствами обучения,
реализацию принципа наглядности. Успешность, как
один из основных мотивов, обеспечивается тем, что
компьютерные программы позволяют сделать
обучение интересным и разнообразным по форме.
Использование компьютера с его огромными
универсальными возможностями на уроках
изобразительного искусства позволяет:
- расширять виды учебной деятельности для
учащихся
- использовать на уроке современные
технические средства
- активно развивать творческие и
познавательные способности каждого ученика,
- создавать эмоциональный настрой, что
положительно сказывается на развитии
художественного творчества.
В рамках работы над методической темой
"Развитие творческих способностей учащихся как
фактор социализации личности” я разработала
- компьютерные презентации
- тесты
- наглядный материал
- раздаточный материал
- дидактический материал.
От уровня развития активно-познавательной
деятельности учащегося зависит умение не только
воспроизводить полученные знания, но и умение
оперировать, применять их в практической
деятельности. И чем активнее протекает этот
мыслительный и практический
учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее
его результат.
Один из принципов, способствующий развитию
активной познавательной деятельности – принцип
проблемности. Путем последовательно
усложняющихся задач или вопросов создается
такая проблемная ситуация, для выхода из которой
учащимся не хватает имеющихся знаний, и они
вынуждены активно формировать новые знания с
помощью учителя и одноклассников, основываясь на
своем или чужом опыте, логике. Таким образом,
учащиеся получают новые знания не в готовых
формулировках учителя, а в результате
собственной активной познавательной
деятельности.
Не менее важным при организации познавательной
деятельности учащихся является принцип
взаимообучения. В процессе обучения учащиеся
могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями,
анализируют и обобщают факты, информацию;
творчески подходят к использованию этих знаний.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная
деятельность учащихся носила творческий,
поисковый характер. Процесс изучения проблемы
должен носить исследовательский характер. Это
является еще одним важным принципом активизации
учебно-познавательной деятельности.
Творческий характер учебно-познавательной
деятельности сам по себе является мощным
стимулом к познанию. Исследовательский характер
учебно-познавательной деятельности позволяет
пробудить у учащихся творческий интерес, а это в
свою очередь побуждает их к активному
самостоятельному и коллективному поиску новых
знаний.
Внеклассная работа по изобразительному
искусству также направлена на развитие
познавательной активности учащихся. Уже много
лет в школе работает художественный кружок
"Чудесная палитра”.
Содержание программы кружка включает
практическую направленность тем занятий, их
связь с жизнью. Основой обучения является
развитие пространственного мышления учащихся,
формирование их творческой, познавательной и
художественно-конструкторской деятельности,
самостоятельного подхода в решении различных
задач. Как эффективное средство связи теории с
практикой используются графические и
практические работы, связанные с элементами
дизайна. Изобразительное творчество находит
выражение в различных материалах и техниках.
Учащиеся нашей школы активно занимаются
выставочной деятельностью, участвуют во
внеклассных мероприятиях по предмету.
Добиваются высоких результатов, являются
победителями и дипломантами конкурсов
изобразительного искусства не только на
муниципальном, но и на республиканском,
всероссийском уровне. |