Воскресенье, 05.05.2024, 20:15                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ХИМИЯ

Особенности решения задач на растворы для химиков и математиков
22.06.2012, 20:20
Решение задач по химии складывается из многих составляющих: сюда относится и знание основ естественно-математических наук и наличие логического мышления, и способность образно представить задачу.

Можно выделить два основных способа решения расчетных задач по химии: алгебраический (физический подход), с помощью расчетных формул, и наглядно-логический, посредством логических рассуждений по условию задачи.

Алгоритм алгебраического способа: определить основную расчетную формулу ⇒ подставить известные величины ⇒
определить расчетную формулу для неизвестных величин ⇒ подставить значения по восходящей "лестнице формул" (решить задачу)

Алгоритм наглядно-логического способа: нарисовать задачу ⇒ увидеть ее ⇒ понять условие ⇒ решить задачу[1]

Очевидно, что второй способ требует развитой математической логики, и, видимо поэтому, в вариантах ЕГЭ по математике в последние годы включены задачи на растворы. Решение этих задач часто вызывает затруднения не только у учащихся, но и у учителей математики, так как раньше задачи на растворы (смеси, сплавы) решались только на уроках физики и химии, а математики с ними не сталкивались.

При решении этих задач большинство учащихся сталкиваются с определенными трудностями в осмыслении текста задачи и выборе способа ее решения.

Прежде всего, следует знать, как выражаются и как рассчитываются разные параметры вещества и раствора: ɷ - массовая доля вещества в растворе (в долях от единицы или в %);m – масса вещества или масса раствора, для различия принято: mp- масса раствора, mв – масса вещества.
Основные формулы, связывающие величины:
ɷ= mв/ mp (1) ;   mp  = mв + m Н2О  (2);  mp3  = mр1 + mр2 (3);    mв3  = mв1 + mв2 (4);
 где р1, р2, р3растворы 1, 2 и 3-ий в задачах на "сливание" растворов.

Необходимо понимать, что доля вещества в растворе может принимать значения от 0 до 1(от 0% до 100%); доля в воде всегда принимается за 0; доля самого сухого вещества (без раствора) всегда =1 (100%).

В качестве примера разберём решение простейших задач.

Условие задачи 1: Рассчитайте массовую долю вещества в растворе, полученном при смешивании 200 г воды и 30 г вещества.

Решение: наглядно-логическим методом:

Р1
 

   +

Р2



=

Р3
 
 mp = 30/1=30г
  mp = 200 г
  mp = 230 г
ɷ = 1  
т.к. вещество сухое

ɷ = 0
т.к. это вода

ɷ = 30/230 = 0,1304
или 13,04%.

mв =30г
mв =0г (200 · 0=0)
mв = 30г (30+0 =0)
 
Решение алгебраическим методом:
ɷ= mв/ mp = (mв1 + mв2) / (mp1 + mр2) = (30· 1 +200·0) / (30 +200) = 30/230 = 0,1304 (13, 04%).
Ответ: массовая доля вещества в растворе составляет 13, 04%.
 
Если условие задачи указывает на сливание растворов с разными массовыми долями вещества в данных растворах, то рассуждения должны быть аналогичными. Масса вещества в полученном третьем растворе складывается из масс этого вещества в первом и втором растворах. Масса третьего раствора равна сумме масс первого и второго растворов. Тогда массовая доля вещества в третьем растворе равна отношению суммы масс веществ к сумме масс растворов.

Условие задачи 2. Какой будет массовая доля вещества в растворе, полученном при сливании 30 г 24%-го и 75 г 12%-го растворов серной кислоты?

Решение:
Р1
 
 
+

Р2
 
 
=

 
Р3
mp1 = 30 г
mp2 = 75 г
mp3 = 30+75=105 г
ɷ =0.24(24%)
ɷ = 0,12 (12%)
ɷ = 16, 2/105 = 0, 154
mв1 = 30· 0, 24= 7,2г
mв2 = 75· 0, 12=9 г
mв3 = 7,2+9 = 16,2 г
 
Ответ: массовая доля вещества в растворе составляет 15, 4%.

Условие задачи 3. Сколько надо добавить воды к 450 г 23%-го раствора сахара, чтобы получить 18%-й раствор?
Решение:
В этой задачи следует рассуждать так : поскольку масса взятого вещества (сахара в растворе) не изменится после приливания воды, мы можем найти массу полученного раствора:
mp2 =  mв1/ ɷ = 450 · 0,23/0,18= 103,5/0,18 = 575 г
 
Р1
 
 
  +
Р2
 
 
   =
 
Р3
 
mp1 = 450 г
mp2 = Х г
mp3 = 450+Х г
ɷ =0.23(23%)
ɷ = 0
ɷ = 0,18 (18%)
mв1 = 450· 0,23 = 103,5г
mв2 = 0г
mв3 = 103,5г
 
 
m Н2О  разница масс полученного и исходного растворов (на схеме это Хг).
m Н2О  = 575 – 450 = 125 г.
Ответ: надо добавить 125 г воды.

Если из заданного раствора воду выпаривали, то рассуждения такие же, только между растворами ставится знак МИНУС.
Как видно из решения приведённых образцов задач, принципиального различия между разными типами задач на растворы и разными подходами к их решению нет. Главное понять условие, определить заданные величины и взаимосвязь между ними.

В заключение предлагаю несколько задач для самостоятельного решения. Эти задачи могут встретиться как на уроках химии, так и в вариантах ЕГЭ по математике.

  1. Требуется приготовить 1 кг 15%-го раствора аммиака. Сколько нужно взять для этого 25%-го раствора аммиака и воды?
  2. К 80 г раствора соли неизвестной концентрации прибавили 40 г воды. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе, если после разбавления она стала равной 18%.
  3. Из 400 г 20%-го раствора соли упариванием удалили 100 г воды. Чему стала равна массовая доля соли в полученном растворе?
  4. В результате упаривания 450 г 10%-го раствора хлорида кальция его массовая доля увеличилась вдвое. Вычислите массу испарившейся воды.
  5. Имеются два раствора аммиака с массовой долей 25% и 5%. Сколько граммов каждого раствора надо взять, чтобы получить 125 г 10%-го раствора аммиака?

Литература: Белан Н.А. Подготовка учащихся к олимпиаде по химии:методические рекомендации, справочные и дидактические материалы:учебно-методическое пособие/Н.А. Белан.-Омск:БОУДПО "ИРООО",2009
Категория: ХИМИЯ | Добавил: admin | Теги: методическая копилка учителя химии, химические формулы, задания по химии, дидактический материал по химии, дополнительный материал к урокам хи
Просмотров: 3113 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru