Цель: ознакомить
учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через
коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных
средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
- образовательная - сформировать устойчивые знания по теме,
вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить
сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык
критического подхода к изучаемым произведениям.
- развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
- воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному
наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л.
- тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов,
художников, музыкантов. Тема нашего урока – "Образы моря в литературе,
живописи и музыке" (записывают тему в тетрадь)
Море
воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и
другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое
и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в
ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной
литературе. "И блеск, и тень, и говор волн" также привлекали
А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в
тетрадь).
Как к
живому собеседнику обращается поэт в стихотворении "К морю".
Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).
Откройте
учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию
образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2
группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами). Названные
слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая
краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки,
бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и
мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря
этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются
такие образы?
Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)
Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
Д. - Свободная стихия
Л.
-Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей
красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?
Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения (запись на доске)
Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?
Д. - Олицетворением
Л. -В словах поэта "Я был окован…" о каких оковах идёт речь?
Д. - О
годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со
свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л.
-Как называется направление в искусстве, для которого характерно
стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души,
мечтательность?
Д. - Романтизм. И герой нашего стихотворения – тоже романтик.
Л. -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. Назовите их
Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая
Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?
Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.
Л.
-На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как
поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким
образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам
предстоит сейчас узнать.
Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник не
только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с
помощью красок. Море рисовали многие художники. Как их называют?
Д - маринисты.
Х. - можете ли назвать фамилии художников-маринистов?
Д. - это художник Айвазовский.
Х. - Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на
творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через
поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого
Глинку. Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого
художника. Черпая вдохновение в картинах природы , восхищаясь красотой
окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия,
художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Перед вами картины великого мастера живописи. Посмотрите на них внимательно и ответьте - что является средствами выразительности в живописи?
Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма.
Х. - Давайте вместе попробуем
проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел
художника и создают "настроение" картины.
(Далее идёт обсуждение работ: "Лунная ночь на Кипре", "Девятый вал", "Морской берег", "Прощание", "Кавказские горы с моря").
Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.
Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?
Дети (Д.) - к литературе
М. - а произведение живописи?
Д. - к изобразительному искусству
М. - симфоническое произведение?
Д. - к музыке
М. - из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?
Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.
М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.
В музыке есть
много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из
них - это симфоническая сюита русского композитора
Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". Николай Андреевич Римский-Корсаков в
юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином,
совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И,
естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".
М.- Шехеразада - героиня каких сказок?
Д. - восточных
М. - Как называется сборник арабских сказок?
Д. - "1001 ночь"
М. - (вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада - жена
султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в
государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными
безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как
ещё называют такого человека?
Д. - тиран.
М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. - аккорд
- это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути,
одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего
компромиссов и уверенного в своей правоте.
М.- Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы
а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б)
проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы
те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с
стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического
мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна
быть динамика?
Д. - мощное звучание
М. - соло или оркестровое tutti?
Д. - tutti
М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?
Д. - медные духовые
М. - регистр темы
Д. - низкий и средний
Ученики
прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль,
разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу
анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых и реальных результатов.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник
потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через
искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.
-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?
Д. - о близости характеров
М.-Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять?
Д. - чтобы указать на тождество их
М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?
Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.
М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?
Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:
Д. - Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Л. - Помните,
анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении -
приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шезеразада" -
тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично.
Значит, мы с вами пришли к какому выводу?
Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение
о море. Рассматривали иллюстрации с морскими пейзажами, слушали
музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление
об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего
задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет
"море" (3 мин). Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.
Домашнее задание: выучить стихотворение А.С.Пушкина "К морю" наизусть. Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам. |