Цели. Развитие
чувственно-эмоционального восприятия явлений
природы, умения передавать в живописной работе
характер и настроение персонажей; формирование
навыка работы кистью и смешивания красок.
Оборудование. Фотографии грибов
или муляжи; несколько бумажных шляп (для имитации
шляпок грибов); гуашь; кисти; баночки для воды;
плотная бумага для рисования формата А4; палитры;
распылитель для поливки цветов; аудиозапись
П.И. Чайковского "Юмореска" и "Звуки
природы" (шум дождя).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Учитель проверяет готовность
рабочих мест учеников.
II. Сообщение темы урока
Учитель. Какой чудесный лес осенью!
Все знакомые деревья приоделись в разноцветные
наряды, то здесь, то там вспыхивают яркой
огненной листвой, радуясь последнему солнышку в
ожидании долгой и холодной зимы. Невозможно
погожим осенним деньком усидеть дома, так и
хочется побродить по тропинкам меж деревьев,
вдохнуть свежий лесной воздух, наполненный
новыми осенними запахами леса. Что нам дарит
осенний лес?
Дети. Грибы, осенние ягоды, орехи,
желуди.
У. Сегодня мы заглянем в осенний
лес и узнаем, какие приключения ожидают в нем
Кляксу.
III. Сказка о чудесном зонтике
У. Каждый день Клякса
разгуливала по своим владениям, рассматривая и
примечая все то новое, что приносит каждый
осенний денек.
Учитель просит ребят закрыть глаза и
представить себе осенний лес.
– Один раз Клякса вышла погулять.
Очень довольная, семенила она по узкой тропинке,
вертя головой направо и налево. Вдруг раздались
странные звуки, похожие на тихий шепот, на легкие
удары невидимых пальчиков о листья деревьев.
Клякса остановилась, соображая, что же это такое
могло быть. Вдруг что-то упало ей на макушку,
потом за шиворот. Что это могло быть?
Учитель включает аудиозапись со
звуками дождя и легко обрызгивает класс водой
так, чтобы на каждого ученика упало по нескольку
капелек.
– Когда же звуки и удары усилились,
а с носа потекла огромная капля, Клякса очень
испугалась. Ничто не могло привести ее в такой
ужас, как дождь. Куда бежать, где спрятаться?
Некоторые дети с места будут
предлагать всевозможные укрытия.
– До норки было очень далеко, листва
кустов уже не была такой пышной и густой, как
летом. Что делать? Вдруг недалеко Клякса увидела
странный предмет, он не был похож ни на растение,
ни на животное: на длинной колонне-ножке покоился
кругляшок, напоминающий то ли крышу, то ли шляпку.
Как это было похоже на зонтик! Недолго думая,
Клякса схватилась за ножку, поднатужилась,
вытащила странный предмет из земли и со всех ног
побежала к себе домой. Что это такое было?
Д. Огромный гриб.
У. Капельки дождя стучали вокруг
Кляксы все сильнее и сильнее, а когда она
подбежала к своему дому, пошел настоящий ливень.
Клякса влезла в свою норку, а гриб своей красивой
шляпкой застрял в двери и никак не хотел
прятаться от дождя. Пришлось оставить его
снаружи, превратив в красивую крышу для крылечка.
IV. Изображение грибов
Учитель открывает на доске
фотографии грибов или показывает муляжи.
У. Каждый гриб имеет свой
характер. Как вы думаете, какой гриб могла
сорвать Клякса?
Д. Мухомор, сыроежку, лисичку,
подосиновик. Белый гриб не похож на зонтик – у
него слишком толстая ножка.
У. Чем отличаются грибы друг от
друга?
Д. Они разного цвета, одни
большие, другие маленькие, у одних толстенькие, а
у других тоненькие ножки.
У. Может ли гриб иметь свой
характер?
Дети могут быть в замешательстве.
– Какой характер может быть у
мухомора? Он, наверно, веселый, довольный собой,
не боится грибников, хвастается своей пестрой
шляпкой.
Учитель просит кого-нибудь
из детей надеть бумажную шляпу и изобразить
мухомор. В это время учитель быстро делает
зарисовку на доске: гриб с лихо съехавшей набок
шляпкой.
– Какой характер может быть у
подосиновика?
Д. Он может быть гордым,
заносчивым или стеснительным. Гриб может быть
испуганным, если к нему подходит грибник или на
шляпку заползла улитка.
У. Какой может быть поганка?
Д. Веселой, озорной или грустной,
потому что ее все считают некрасивой и ядовитой.
Дети пробуют изображать характер
грибов, а учитель на доске делает зарисовки.
У. Какими цветами мы можем
изобразить грибы?
Д. Шляпки у грибов могут быть
разноцветными, а ножки – светлыми.
У. Обратите внимание, что
серединка шляпки всегда темнее, чем края.
Учитель обращает внимание детей на
фотографии.
– Придумайте свой гриб, он не
обязательно должен быть похож на настоящий. Но у
него обязательно должен быть свой характер.
Начинайте работу со шляпки,
затем пририсовывайте ножку.
Ребята начинают работать.
– Не забудьте, что наши грибы не
растут в пустоте – необходимо сделать фон. Какой?
Д. Грибы растут в густой
траве, они могут прятаться среди опавших листьев
и веточек.
V. Итог занятия
Все грибы "высаживаются" на
общую поляну. Ребята пытаются угадать характер
грибов своих товарищей, а авторы рассказывают
истории о своих героях.
На уроке, конечно, не хватит на это время. Игру
можно продолжить на перемене или на уроке
развития речи. |