Тип:
урок нового материала.
Вид:
сюжетно-ролевой урок.
Технологии:
личностно-смысловая.
Цели:
уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов,
развитие умения подбирать проверочные слова, развитие орфографической
зоркости, логического мышления, внимания, памяти.
Оборудование:
таблица «Безударные гласные», таблица «Алфавит», рисунки с изображением
персонажей героев из передачи «Спокойной ночи, малыши!», запись мелодии.
ХОД
УРОКА
Хрюша:
Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня у нас необычная передача:
«Проснитесь, малыши!» Итак, проспитесь дорогие дети! Ой, как много здесь
ребят, что мне даже страшно стало! Сегодня мы в первый раз пришли учиться и нам
задали первое задание! Ой, мы не справимся сами! Давайте позовем тетю Свету!
Тетя
Света: Здравствуйте, Хрюша и Степашка! Здравствуйте, дорогие дети! Ну, что тут
у вас случилось?
Степашка:
Тетя Света! Тут что-то нарисовано, а что делать мы не знаем!
Тетя
Света: Ребята, а, может быть, вы знаете, что это такое?
Ученики:
Элемент букв А Я Л М.
Тетя
Света: Какие звуки обозначают эти буквы? Что вы о них знаете?
Ученики:
[л], [м] — согласные.
[а],
[й а] — гласные, а (звук), буква Я.
1.
Тетя Света: Разобрался, Степашка? Запишите эти буквы, чтобы не забыть и в
следующий раз не испугаться!
2.
Придумайте слово, в котором [а] обозначает твердость согласного. Слово, в
котором буква Я обозначает два звука (машина, али, якорь).
Каркуша:
Кар-кар! И я сюда прилетела! И я учиться хочу! Я все буквы четко выговариваю, а
вот здесь я разобраться не могу, где «а», где «о» — каркать? Тетя Света,
помогите мне разобраться:
м...рк...вь,
к...р...бль,
м...дв...дь,
л...д...нь,
к...нц...рт,
М...Г...З...Н,
Тетя
Света: Ну, что, ребята! Давайте и Каркуше поможем! Отгадайте слова, спишите,
вставляя пропущенные буквы, поставьте ударение.
Каркуша:
Спасибо, ребята! Теперь-то я уж запомнила где «а», где «о» — каркать! Кар-кар!
Хрюша:
Ну вот, хоть разобрались, что на урок попали! Все поняли, как буквы писать, как
словарные слова проговаривать, а вот какая тема урока, пока не поняли? И чему
дети научатся сегодня, тоже непонятно! Помоги нам, тетя Света!
Тетя
Света: Сегодня на уроке мы продолжим изменять слова для проверки безударной
гласной. Вспомните правило, как проверить безударную гласную в слове.
Дети
хором повторяют правило: чтобы проверить безударную гласную в слове, нужно
изменить слово так, чтобы гласная стояла под ударением.
Каркуша:
Ой, как интересно! А что это на крыле доски написано? Ничего не прочитаешь!
Вот у меня на крыльях все понятно. Перо большое, перо маленькое, все ровненько,
все по порядку, все красиво!
Тетя
Света: Ну, Каркуша! И здесь тебе помощь ребят нужна! Составьте слова из слогов
каждой строчки, запишите, подберите проверочное слово.
Де
ди ревья — деревья,
Зе
зи мля ма — земля, зима,
Ле
ли сочек сичка — лесочек, лисичка
Дети
записывают у доски и в тетрадь.
Хрюша:
Ой, какие дети умные! Я таким в молодости был!
Степашка:
Умные, умные! А мои загадки не разгадают точно. Я тут все следы запутал. Даже
хитрая лиса не распутает!
Тетя
Света: А вот мы сейчас попробуем распутать. Подумайте, ребята!
Поменяйте
слова местами, чтобы восстановился смысл предложений!
Зв_рей
С_ва Кр_ты
...
днем плохо видит.
...
ж_вут под з__млей.
Не
видно сл_дов ....
Вставьте
пропущенные буквы, подбирая проверочное слово.
Обратите
внимание на третье предложение, какая допущена ошибка?
Слово
зверей надо писать с маленькой буквы. Почему?
Не
видно следов з(3)верей.
Степашка:
Алс побегать да попрыгать захотелось! Давайте я научу вас новой гимнастике.
Напишите в воздухе мое имя. Только помните, что имена пишутся е большой буквы.
Каркуша:
Ну что это все сидя, да сидя! Давайте полетаем!
Звучит
веселая музыка.
Физминутка.
Степашка:
А что это за диковинная вещица?
Тетя
Света: Это учебники. В этих книгах собрано множество упражнений для работы!
Каркуша:
Кар! Знаю! Их можно брать, кидать, рвать, поджигать, делать самолетики.
Тетя
Света: Правильно ли говорит Каркуша?
Дети
вспоминают правила пользования учебником.
Тетя
Света: Давайте научим гостей выполнять упражнение 166.
Коллективная
работа.
Тетя
Света: Надо научить наших гостей чему-нибудь новенькому и интересному. При
помощи алфавита составьте слово: яблоко.
Первая
буква этого слова — последняя буква алфавита.
2
буква — вторая буква алфавита.
3
буква — стоит между буквами К и М.
4
буква — стоит перед буквой П.
5
буква— стоит перед Л.
6
буква — стоит перед П.
Выполните
звуко-буквенный анализ. А еще дети могут вас научить составлять схемы слов.
Хрюша:
Ой! Я знаю, знаю! Видел! Умею! А можно я потом проверю?
Анализ
слов на доске.
Составление
схем самостоятельно.
Хрюша:
Как много мы сегодня узнали! А вы, дети, что научились делать? Какие правила
вам сегодня помогали?
Обобщение:
повторение правил.
Хрюша:
Я решил! Иду учиться в школу! Утром буду участвовать в передаче «Проснитесь,
дети!» А вечером — в передаче «Спокойной ночи, малыши!».
Тетя
Света: Ребята! Сегодня оценивать вашу работу буду не я, а наши гости. Тем, кто
сегодня хорошо работал, раздадут призы:
Степашка — морковку,
Хрюша — свою мордочку;
Каркуша — птичку.
Давайте
попрощаемся с нашими гостями! А встретимся мы с вами вечером! |