ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовительная работа
Учитель. Сегодня мы совершим
путешествие в картину, а помогут нам в этом
волшебники. Что они могут?
Дети. Показать нам мир в
изменениях, так как в мире все течет, все
изменяется.
У. Поиграем?
Д. Да!
У. У нас в гостях волшебник Дели.
Он предлагает разделить указанные предметы на
части.
На доске написаны слова: страна,
пирог, река, шалаш, карета, провода, рыба, змея,
пугало, стакан.
Дети выполняют задание, например,
так: рыба – голова, туловище, хвост, чешуя,
плавники, жабры и т.д. – и делают вывод: любой
предмет можно разделить на части.
– Волшебник Давай просит
объединять предметы по какому-либо признаку.
На доске:
Хлеб, климат, диван.
Деревня, тетеря, старушка.
Дорога, воля, дисциплина.
Пирог, чай, сон. |
Дети выполняют задание:
общий признак группы слов – мягкий, глухая,
железная, сладкий.
– Теперь к нам в гости пришла фея
Инверсия. Ее задание: подобрать антонимы.
На доске:
Жара – (холод);
близкий – (далекий);
красивый – (уродливый);
работать – (лениться);
похвала – (наказание, порицание). |
– Волшебник Великан-Кроха все
увеличивает или уменьшает. Когда бы вы хотели
быть Великаном, а когда Крохой?
Д. Я хотел бы быть Великаном,
чтобы попасть на Луну.
– Я хотел бы быть Великаном, когда иду в школу:
сделал два шага – и в школе.
– Я хотел бы быть Великаном, когда ем
невкусную кашу.
– Я хотел бы быть Крохой, когда ем вкусный
торт.
– Я хотел бы быть Крохой, когда играю в прятки.
У. Тянульщик-Стремглав
замедляет или ускоряет события. Какие события вы
бы хотели ускорить или замедлить?
Д. Замедлить каникулы, день
рождения.
– Ускорить, когда ругают.
У. Приглашаем волшебников
поработать в картине «У лисьей норы».
III. Работа по картине
1. Определение состава картины
У. Волшебник Дели подарил всем
по подзорной трубе, в которой виден только один
предмет. Посмотрите в трубу и назовите предметы,
которые вы видите.
Дети называют предметы, а учитель эти
названия пишет на доске мелом в кружочках:
– Наводим порядок! Давай! Какие
предметы вы могли бы связать между собой?
Объясните эти связи.
Дети соединяют по два
предмета-объекта (лиса – дерево) и составляют
предложения. Например: Лиса отдыхает под
высоким деревом.
Постепенно все объекты соединяются.
2. Характеристика объектов и
действий
Словарная статья: Лисица(-ы), ж.р.
Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым
хвостом. Рыжая лисица.
Перен.: о хитром, льстивом человеке.
Однокоренные слова: лисица, лисичка, лисий.
Сочетаемость слов: большая, крупная, молодая,
старая, хитрая, ловкая, умная, голодная, живая,
раненая, убитая, мертвая, рыжая, черно-бурая.
3. Составление загадок о лисе
Дети сочиняют загадку, используя
слова как, но не.
Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
Кур крадет.
4. Представление объектов
– Представьте, что мы попали в лес.
Что вы слышите? Походите по лесу, притроньтесь ко
всему, что встретилось на пути, и проведите рукой.
Какие запахи вы почувствовали? Какие вкусовые
ощущения добавились?
5. Усиление образности
характеристики (пополнение словарного запаса
учащихся) – подготовка к сочинению-описанию
Лиса – лисичка – лисонька
кумушка, хищница, плутовка
Лиса
морда
туловище
лапки
хвост
глаза
ушки |
вытянутая
покрыто шерстью рыжей, золотистой, шелковистой,
густой
короткие, в черных «сапожках»
длинный, пушистый, большой
черные, хитрые
торчат на макушке |
– Как выглядит лисонька?
Д. Лиса очень нарядная. Лиса –
красавица.
IV. Расширение и углубление знаний
учащихся
Подготовленный ученик читает
стихотворение А. Оленич-Гнененко:
ЛИСИЦА
По следам спешит лисица –
Пусть кругом трещит мороз,
Где под снегом мышь таится,
Ей расскажет чуткий нос.
Поглядит, в сугробах нет ли
Куропаток у токов,
И распутает все петли
Хитрых зайцев-беляков.
А заслышав лай собачий
И людские голоса,
Обгоняя ветер, скачет
В поле рыжая лиса.
У. Наступила очередь выступить
нашей славной кумушке Лисе Патрикеевне. Не
многих животных называют по имени-отчеству.
Появляется Лиса.
– Здравствуй, Лисонька! Расскажи
нам о своем имени-отчестве. Отчество у тебя
особенное – Патрикеевна. Откуда оно?
Лиса. Мама рассказывала, что 600 лет
назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович,
прославившийся своей хитростью и
изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало
равнозначно слову «хитрец».
У. Так как лиса считалась очень
хитрой, она получила это прозвище – Патрикеевна.
Но на самом деле лиса не столько хитрая, сколько
любопытная.
Лиса. Да, по молодости мы и в
капканы попадаем. Везде все успеть надо.
У. Лиса быстро бегает. Она умеет
ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во
весь дух и делать большие прыжки. Лазает она тоже
довольно хорошо.
Лиса. Иногда мы можем взбираться на
нижние ветки деревьев. А еще не боимся воды, так
как умеем плавать. Живем мы в норах. Обычно
устраиваем их под камнями или под корнями
больших деревьев. Иногда живем в одной норе с
барсуком. Между собой лисы живут недружно,
поэтому не собираются в стаи. Когда мы ловим
мышей, люди думают, что мы танцуем: встаем на
задние лапы и ходим мелкими шажками. И
представляете, даже есть такой танец фокстрот –
«лисий шаг». Вот мы какие – и прозвище у нас
особенное, и даже танец в нашу честь назвали.
У. Не верю, что лиса уничтожает
много зайцев. Она не всегда их догоняет.
Лиса. Мы едим и птиц, и насекомых, и
даже ягоды. А вы знаете, что мы едим чаще всего?
Д. Да. Мышей.
Лиса. Чтобы наесться, нам нужно в
день мышей двадцать. Весной, в мае, рождаются
лисята. Через двенадцать дней они начинают
видеть. Три месяца они не выходят из норы, поэтому
пищу им приносит мать.
У. Почему же они так долго сидят
в норе?
Лиса. У нас много врагов. Ребята, вы
догадываетесь, кто это?
Д. Человек, волк.
Лиса. Да, но это еще и хищные птицы,
которые нападают на лисят, а беркут нападает даже
на взрослых лисиц.
У. А теперь решите кроссворд о
лисе.
1. Какое отчество у Лисы?
2. Какой танец назвали в честь
лисы?
3. Кто один из врагов лисы?
4. Зверь, с которым лиса может
жить в одной норе.
Ответы: 1. Патрикеевна. 2. Фокстрот.
3. Человек. 4. Барсук.
– А теперь в вертикальных рядах
найдите имя еще одного врага лисы.
Д. Волк.
У. Следующие задания предлагает
волшебник Замри-Отомри:
Какое время суток и года остановилось
на картине?
Что было с лисятами утром?
Что будет вечером?
V. Физкультминутка
Исполняется танец фокстрот.
Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
VI. Составление рассказов от имени
разных объектов
Учитель читает описание лисы:
«У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце
тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете,
шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена:
шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на
шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к
земле пригибается, будто кланяется; свой
пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково,
улыбается, зубки белые показывает.»
(К. Ушинский)
У. Что вам понравилось в
описании лисы?
Дети составляют рассказы-фантазии:
Я – ЛИСА
Я – лиса. Я очень красивая и хитрая.
Хитрость помогает мне выжить. С помощью хитрости
я добываю пищу. Мое любимое лакомство – курочка
или уточка. Но Серая Шейка меня перехитрила, я
даже не хочу вспоминать об этом позоре. Меня
утешает одно – что я такая красивая. Мой
пушистый рыжий мех блестит, переливается на
солнце, мои хитрые зеленые глаза замечают все
вокруг. Моей особой гордостью является хвост –
большой и пушистый, умело заметающий следы. Но
когда мне приходится удирать, он путается у меня
под ногами, и это не раз чуть не стоило мне жизни.
Мой мех очень ценный, поэтому люди охотятся на
меня. Мы, лисы, не живем стаями, как волки, поэтому
нам самим приходится защищать свое потомство.
Берегите нас, чтобы другие поколения узнали о нас
не по картинкам.
Я – СУГРОБ
Я – сугроб. Когда снежинки не бегают по
улицам на своих маленьких лыжах, а начинают
шалить и даже хулиганить, получается куча-мала.
Такие холмики и горки вы называете сугробами.
Сугробы бывают разные, как и люди. В вашем лесу их
много. Мне кажется, что мы живые, только снежные.
Наша жизнь коротка и полна опасностей. Если
подует ветер, то он может снести наполовину любой
сугроб. Звери бегают, приминают нас и отрывают от
сугроба куски. А ведь это все равно, что оторвать
у человека нос или ухо. Сугробам больно и страшно,
мы стараемся стать покрепче. Все это мы понимаем,
только не можем говорить.
С приходом весны мы вянем, подтаиваем, хрустим
льдинками-колючками и превращаемся в ручейки. Но
это вовсе не конец: на следующую зиму будут новые
сугробы. Природе свойственны бесконечные
превращения.
VII. Работа над пословицами
Старую лисицу не травят молодыми
собаками.
Лисица – старая льстица. (Льстить –
лицемерно хвалить в корыстных целях.)
Старую лисицу хитростям не учат.
Лисичка всегда сытнее волка живет.
Не волчий зуб, так лисий хвост. (Взять
если не силой, так хитростью.)
VIII. Итог работы |