Продолжительность: 40-45 минут.
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией, предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
- Изменение отношения детей к наркомании;
- Умение сказать "Нет" наркотикам;
- Формирование устойчивой мотивации к сохранению здоровья.
Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, слайдовая
презентация "Да здравствует жизнь!", мяч, бейджики, яркие надписи с
утверждениями: "Совершенно не согласен", "Совершенно согласен",
"Согласен, но с оговорками", "Не имею точного мнения", кактусы (2)
карандаши, кисти, краски, чистый лист формата А1, ромашки (по числу
участников), памятные открытки.
Оформление: Сцена украшена символикой мероприятия, по 4
сторонам зала развешены утверждения, расставить по кругу стулья для
участников мероприятия.
Место проведения: Просторное помещение или зал.
Рекомендации к проведению: В качестве экспертов на мероприятие
рекомендуется пригласить представителей наркоконтроля,
правоохранительных органов и других заинтересованных структур города. В
тренинговых занятиях и играх кроме непосредственных участников (детей),
рекомендуется участие всех присутствующих взрослых.
ПЕРЕКЛИЧКА ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, мы очень рады приветствовать
вас в комнате школьника "Белая ладья". А начнем мы с разминки. Встаньте,
пожалуйста в круг.
РАЗМИНКА
Участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они
называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому
бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны
быстро представиться. Затем их имена будут вписаны в бейджики.
Ведущий: Вот мы и познакомились! Теперь можно поговорить и о
серьезном. А собрались мы здесь чтобы поговорить об одной очень важной
проблеме: проблеме наркомании. И не смотря на то, что тема эта весьма
серьезная, мы не дадим вам скучать и очень постараемся, чтобы вам было
очень интересно.
А теперь, дорогие ребята, я хочу узнать вашу работоспособность.
Поднимите, пожалуйста, руки. Ваш кулачок – минимальная оценка, ладошка –
максимальная. Покажите мне свои ладошки те, кто готов играть и работать
со мной, покажите мне кулачки те, кто работать не готов.
ИГРОВАЯ ДИАГНОСТИКА "ЛАДОШКИ"
Дети поднимают руки и, по мере своего состояния показывают ладошки –
те, кто готов к участию в мероприятии, кулачки – те, кто к участию в
мероприятии не готов. Тренер оценивает работоспособность группы.
Ведущий: Спасибо! Теперь я знаю, кто из вас готов к работе. Теперь я
приглашаю вас к нашему столу заседаний. И объясняю правила нашего
сегодняшнего мероприятия.
- Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не
перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для
нас очень важно;
- Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается.
- Вся личная информация, сообщённая тобой на тренинге является закрытой и не разглашается.
- Если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают;
- Если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше.
- Не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой;
Ведущий: А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
ИГРА: "ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ"
- Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
- Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
- Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
- Насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?
- Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
- Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?
В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, ведущий должен
опираться на полученные данные диагностики, предлагать высказаться самым
активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности
группы, следует избегать изложения материала в лекционной форме. Главное
- участие всех каналов получения информации, вырабатывание
положительного личного опыта.
Ведущий: А теперь я предлагаю вам поиграть. Наверное, вы уже заметили
листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены в разных
частях нашей комнаты.Прочитайте их.
ИГРА "СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ"
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на
них утверждениями: "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками",
"Совершенно не согласен", "Не имею точного мнения". Эти листы
прикрепляются по четырём сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны
разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения
на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен
его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из
участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав
все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями,
наиболее подходящими для них теперь.
- Наркомания - это преступление.
- Лёгкие наркотики безвредны.
- Наркотики повышают творческий потенциал.
- Наркомания это болезнь.
- Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
- Наркомания излечима.
- Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".
- Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
- Наркоман может умереть от СПИДа.
- Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
- По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
- Наркоман может умереть от передозировки.
- Продажа наркотиков не преследуется законом.
- Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
- Наркоманы - это не люди.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАРКОКОНТРОЛЯ
Ведущий: Я думаю все мы сделаем правильные выводы из увиденного.
Давайте поблагодарим… .. за поучительную информацию. А теперь я
предлагаю вам отдохнуть.
МИНУТА РЕЛАКСАЦИИ
ИГРА "НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я…"
Всем, начиная со взрослых ведущий кидает мячик со словами "Никто не
знает, что я …", участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к
примеру "…очень люблю петь", "… пеку очень вкусные пироги…" и т. п.
Ведущий: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть,
на этот раз серьезно. Сейчас я буду говорить вам различные слова, а вы в
ответ будете называть 2-3 слова, которые приходят вам на ум в связи с
этим словом.
ИГРА "АССОЦИАЦИИ"
Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик
участникам тренинга, со словами «наркомания», «наркотики»,
«зависимость». При замешательстве участников, можно прибегать к помощи
взрослых ассистентов.
Ведущий: Большое спасибо за ваше внимание и участие. Ответьте мне,
ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не
осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у
вас есть возможность сейчас почувствовать, как наркотик может управлять
подвластными ему людьми.
ИГРА "МАРИОНЕТКИ"
Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся
задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью
управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет
роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой
тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй
стул ставится кактус. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного
стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который
играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают
"кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый
участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим
предлагается ответить на вопросы:
- Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
Ведущий: Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять
людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него. Но ведь не
все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл,
наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость.
Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное "Нет".
ИГРА "ОТКАЗ"
Участники делятся на подгруппы. Разыгрываются различные ситуации, в
которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного
отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля
отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
- Одноклассник просит тебя дать ему телефон, чтобы позвонить.
- Одноклассник просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
- Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
- Одноклассник предлагает попробовать наркотик "за компанию".
- Одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
- Одноклассник просит достать для него наркотик.
Ведущий: Ну что ж, дорогие друзья, я думаю, мы достаточно вооружены
на сегодняшний день и информацией и психологической зарядкой нашего
уважаемых специалистов и взаимной поддержкой друг друга. Скажите, вы
готовы подставить другу свое плечо в беде?
Дети отвечают.
Ведущий: Тогда я предлагаю вам еще одну очень серьезную игру. Скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана?
Дети отвечают.
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на этом чистом листе (доске)…
ИГРА "ПОРТРЕТ НАРКОМАНА"
На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют
общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному
элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая
рисунок.
Ведущий: Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим?
Дети отвечают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущий: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем
тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь
умеете сказать "Нет!" наркотикам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу
встречу на светлой и веселой ноте.
ИГРА "ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!"
Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким,
потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой,
нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу. Игру начинают
взрослые ассистенты. После установки ромашки на место, участнику
вручается памятная открытка.
Ведущий: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий
гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Я
благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с
такими ответственными и интересными людьми! До свидания! |