В гонениях
на христиан принимали участие все слои языческого общества, но в основном это
были делом государства. Победившее христианство было вынуждено бороться против
пагубных следов многобожия, и эту непростую обязанность взяли на себя христианские
писатели-апологеты, т. е. защитники. Во времена правления Адриана они создавали
судебные апологии, имеющие цель побудить власти остановить преследования
христиан. Одни в своих сочинениях доказывали, что служение Иисуса —
исторический, не подлежащий сомнению факт и что христианское учение —
истинное. Другие создавали апологии научного характера и выступали против
нападок на христианство со стороны язычников. Они намного превосходили
языческих философов.
Профессиональный
римский адвокат Септимий Флавий был необычайно одаренным писателем и
замечательным оратором. Но, борец по натуре, он оказался чуждым главной
христианской добродетели — смирению, вследствие чего в конце концов отошел от
Церкви.
Иустин
Философ до принятия христианства был платоником. В своих апологиях он опровергал
клевету, возводимую на христиан, и отважно защищал их права перед императорским
престолом.
Защиту
христианства научным путем осуществляли Климент Александрийский и его ученик
Ориген. Климент, преподаватель училища в Александрии, составил обширные
философско-богословские труды, рассматривая в них христианство как единственно
истинное учение. Ориген, в прошлом неоплатоник, доказывал действительность
воплощения Бога Слова ветхозаветными пророчествами на примере Спасителя. Ориген
создал новую, самостоятельную христианскую «теорию», делая, правда, упор на
греко-философском элементе в ущерб религиозному, что проявилось в его учении о
конце времен, когда все, даже самые отъявленные грешники, возвратятся к Богу.
Все
христианские писатели в своих сочинениях опирались на два источника — Священное
Писание и Святое Предание.
Церковь
послеапостольских времен позаботилась о том, чтобы привести к единству источники
своего учения. Тщательно исследовав писания апостолов, она составила сборник
Священного Писания — Новый Завет, или канон святых книг Нового Завета. Всякое
учение внимательно проверялось преданием и только после этого признавалось верным.
Апостолы предлагали новообращенным христианам краткое изложение основных истин
веры, которые позже получили название символов.
Сначала
каждая из церквей имела свой символ, отличавшийся один от другого лишь формой,
но не сутью изложенного в них учения. Содержание всех символов — учение о
Едином и Троичном Боге. К III веку все символы постепенно приняли
единообразную форму. В IV веке на I Вселенском соборе (325 г.) был выработан
общий для всех церквей Символ веры, дополненный на II Вселенском соборе (381
г.).
Символ веры
утверждает, что Бог троичен в лицах, но един. Догмат церкви о триединстве Бога
— Отце, Сыне и Святом Духе — главное в учении о Святой Троице. Одинаковое божественное
достоинство свойственно всем трем лицам при самостоятельности каждого. Другой
догмат христианства констатирует, что Иисус Христос соединяет в себе нераздельно
и неслиянно две природы — божественную и человеческую. Во всей полноте он
истинный Бог и истинный человек — Богочеловек.
Религиозная
жизнь не ограничивается только исполнением догматов вероучения. Вера
подразумевает обязательное приобщение верующих к таинствам церкви, через
которые невидимым образом сообщается благодать Бо- жия, Святым Духом
просвещающая и обновляющая человека, принимающего их. Таинства имеют
божественное происхождение. Они должны совершаться священниками. К числу
таинств относится крещение, которое осуществляется троекратным погружением в
воду во имя Отца и Сына и Святого Духа для отпущения грехов и возрождения к новой, духовной жизни; при причащении (евхаристии,), под видом хлеба и вина верующие вкушают истинное
Тело и Кровь Христовы
для вечной жизни;
таинством покаяния (исповеди) Бог через церковь дарует
человеку прощение грехов.
С начала
Церкви апостолы были живыми свидетелями и хранителями учения и заповедей
Спасителя. Деяния апостолов и их послания к церквам и общинам свидетельствуют
о том, что с первой Пятидесятницы они были наделены властью, данной от Бога, и
этой властью приказывали, распоряжались, выделяли некоторые виды служений
внутри Церкви.
Когда
Церковь стала возрастать, в ней, кроме диаконов, появились пресвитеры (старейшины) — руководители христианских общин,
ответственные перед апостолами.
В
христианских церквах имелось местное церковное служение, которое несли епископы (блюстители), избранные преемники апостолов. Они осуществляли надзор и управление
(архипастырство). Первоначально епископы либо руководили общиной совместно,
либо ответственным за руководство ставился один из них. Епископ должен был избирать клириков и возлагать на них служение. Прочие члены церкви
назывались братией, позже — мирянами. Так в Церкви образовала иерархия (священноначалие). Вся жизнь Церкви проходила под
попечением епископа.
Епископ,
клир и миряне составляли единую Церковь, имея главой Христа. Сознание единства
всех христиан поддерживалось и укреплялось взаимным общением церквей во главе
со своими епископами. Римские епископы как преемники апостола Петра с ранних
времен претендовали на первенство в Римской церкви. В Риме усердно пеклись о
сохранении чистоты веры, осуждали ереси (вероучения, противоречащие церковным
догматом), оказывали влияние на политические дела в государстве.
Епископские
округа получили название епархий. Округа, центром которых были главные города
Римской империи, имели значение митрополий. Ими управляли архиепископы, с XVII
века названные митрополитами.
После
основания императором Константином Великим (313-337) на месте древнего города
Византий Константинополя (324—330), новой столицы империи, его епископ стал
называться митрополитом и по своему значению сделался вторым церковным лицом
после римского епископа. С V века первенствующих митрополитов стали называть
патриархами (начальниками отцов). После римской патриаршей кафедры важными
признавались константинопольская, александрийская, антиохийская,
иерусалимская, а с конца XVI века — московская. Это было старшинство чести, а
не господства; епископы церкви больших городов были только первыми между
равными.
Ближайшими
советниками и помощниками епископов в деле управления Церковью были
пресвитеры. Вместе со своим главой архипресвитером они составляли при епископе
пресвитерский совет. Первым лицом между диаконами был архидиакон, ближайшее к епископу лицо. С апостольских времен большую
роль в служении Церкви играли диакониссы, оказывающие помощь женщинам. В деревенских церквах
(приходах) ставили сельских епископов. Они управляли округом сельских церквей.
Во II веке для чтения святых книг, кроме Евангелия, учредили должность чтеца, а в III веке — иподьякона, наблюдавшего за порядком в храме, и певца.
Форма
управления всей христианской церковью была соборной. Власть собора являлась не властью отдельных лиц, но пребывающего в
Церкви Духа Святого. Все поместные церкви и их епископы были равны между
собой. Со II века на соборах разбирались ереси, составлялись общие правила в
руководстве всеми церквами той или иной области, разбирались несогласия между
епископами по управлению своими епархиями, т.е. соборы служили средством к
общению между церквами, которое поддерживалось посланиями и грамотами.
|