Цель:
1) изучить произведение; выяснить степень
эмоционального воздействия произведения на
учащихся.
2) формирование навыков и умения определять
значение элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка,
давать характеристику героев;
3) раскрыть идейный замысел Толстого;
4) развить понятия о сюжете и композиции; об
антитезе (как способе построения произведения); о
контрасте (как приеме, помогающем раскрыть идею
рассказа);
5) развитие устной речи учащихся.
Оборудование: репродукция портрета
Л.Н. Толстого, опорные листы работы Н.Н. Ге (1884),
рисунки учащихся, записи вальса, мазурки; сценка,
свечи; малая наглядность.
Учащиеся располагаются как в школе Л.Н.
Толстого: на окнах, на полу, лавках; некоторые за
столами; звучит музыка.
Л.Н. Толстой (1828-1910) "После бала"
Запомните правописание: - острог
- неприкаянный
- происшедший
- фрагмент
- экзекуция
- т.л.
- идея
- сюжет
- композиция
- контраст
- антитеза
- экспозиция
|
План I. История создания рассказа
II. Л.Н.Т. - художник, мыслитель
III. Идейное содержание рассказа
IV. Гуманистический пафос произведения
Опорные слова: - гуманизм
- алогизм
- достоинство
- пафос
|
На доске
- Портрет работы Н.Н. Ге 1884 г.
- Не зная Толстого - нельзя считать... себя
культурным человеком. А.М. Горький
Слово учителя
I. На прошлых уроках мы прочитали и изучили
с вами повесть И.С. Тургенева "Ася". Сегодня
на уроке речь пойдет о рассказе Л.Н. Толстого
"После бала".
Невозможно не заметить общие черты в
биографиях героев повести "Ася" и рассказа
"После бала", в их характерах. И в том и в другом
произведении о днях своей веселой, беззаботной
молодости рассказывают пожилые люди. Оба героя
потерпели неудачу в любви и остались
неприкаянными бобылями. Сходны и жизненные
проблемы, волновавшие авторов. Есть общее в
построении произведений, в повествовании от I-го
лица; и примерно одно и то же время - 40гг XIX века.
Но хотя "Ася" написана в 1857 году, а "После
бала" в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии
Тургенева на творчество Толстого говорить не
приходится. Оба произведения совершенно
оригинальны. Что же пробудило Льва Николаевича
на закате своих дней (смотреть портрет Н.Н. Ге 1884)
обратиться к давно ушедшему времени? Что за
случай, происшедший в далекие годы юности,
вспомнил Лев Николаевич Толстой и положил в
основу рассказа "После бала"?
а) В Варвару Андреевну Корейш, дочь воинского
начальника в Казани Андрея Петровича Корейш, был
влюблен С.Н., брат писателя. Наутро после одного
из балов он увидел, как ее отец распоряжался
прогнанием сквозь строй солдата.
б) Встреча Льва Николаевича с 95-летним стариком,
служившим простым солдатом в русской армии.
Актерская группа
Старик: Я тогда служил при Николае. Тогда разве
такая, как нынче служба была! Тогда что же было? У!
Вспоминать, так ужасть береть. Я еще Александра
застал. Александра того хвалили солдаты,
говорили - милостив был.
Толстой: Я вспомнил последние времена
царствования Александра, когда из 100 - 20 человек
забивали насмерть. Хорош же был Николай, когда в
сравнении с ним Александр милостивым казался.
Старик: При Николае на 50 палок и порток не
снимали, а 150, 200, 300: насмерть запарывали. А уж
палками - недели не проходило, чтоб не забивали
человека или двух из полка. Нынче уж и не знают,
что такое палки, а тогда это словечко со рта не
сходило. Солдаты Николая Палкиным прозвали.
Унтер-офицера до смерти убивали солдат молодых. И
никогда взыску не было. Помрет от убоя, а
начальство пишет: "Властию божиею помре:"
в) Был и еще один случай в жизни художника слова.
В 1866 г. недалеко от Я. П. был казнен солдат,
ударивший офицера, постоянно издевавшегося над
ним. Л.Н. пытался защитить солдата перед судом, но
ничего не получилось.
Л.Н. Толстой: Случай этот имел на всю мою жизнь
больше влияния, чем все кажущиеся более или менее
важными события жизни: потеря или поправление
состояния, успех или неуспех в литературе, даже
потеря близких людей.
II. Доклад учащихся о жизни Л.Н. Толстого.
Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал.
Был и студентом Казанского университета, и
военным (на Кавказе и в Севастополе), и
путешественником, и педагогом (в Я.П. у него была
своя школа для крестьянских детей), и
общественным деятелем, и писателем, и философом,
размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он
создал огромное количество произведений. Его
рассказ "После бала" также явился осмыслением
прожитого, настоящего и будущего.
Разберемся в прочитанном.
III. "После бала" - рассказ, в котором
Толстой восстанавливает прошлое, чтобы показать,
что его ужасы живут в настоящем, что прошлое с его
социальным неравенством, жестокостью,
бесчеловечностью - цепко держит Россию.
1. Сюжет? (очень простой)
2. Композиция?
- Как начинается рассказ?
В рассказе 2 рассказчика: Иван Васильевич,
главный герой, и тот, кто знакомит нас Иваном
Васильевичем. Перед нами рассказ в рассказе.
Повествование начинается сразу, внезапно, без
развернутой экспозиции. (на доске записано
определение).
Экспозиция - вступительная часть
литературного или музыкального произведения,
содержащая мотивы, которые развиваются в
дальнейшем.
- Как завершается рассказ?
Сразу без всяких выводов и поучений. Главное
сказано, добавить уже нечего.
Перед вами отрывок, фрагмент из жизни, разговор
о роли общественных условий в изменении взглядов
и поведения человека, о том, всесильны ли эти
условия или есть что-то другое, что позволяет
человеку прозреть.
Эта проблема поставлена в самом начале
произведения. Давайте ее решать.
- Как композиция служит раскрытию идейного
содержания рассказа?
- Какая особенность построения предложения
сразу бросается в глаза? (наличие
противопоставления, т.е. антитеза)
3. Антитеза как способ построения предложения.
Докажите. Что противопоставляется? I и II части
рассказа.
а) 2 сцены (бал и наказание солдата)
б) Сравните (I и II ч ) поведение и внешность
полковника на балу и после бала.
в) Сравните описание зала у предводителя и
описание улицы.
г) Сравните душевное состояние Ивана
Васильевича на балу и после.
д) С помощью каких языков средств писатель
противопоставляет друг другу картины бала и
наказания солдата.
Какими эпитетами обрисован праздник?
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет
великолепный, музыканты знаменитые.
Какой музыкальный мотив звучит (мотив мазурки
звучит почти непрерывно).
Как выглядит Варенька?
Она в белом платье, в белых перчатках в белых
башмачках, у нее - "сияющее разрумянившееся с
ямочками лицо и ласковые милые глаза".
Отец Вареньки - красивый, статный, высокий,
свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с
блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой
грудью, сильными плечами и длинными стройными
ногами.
Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр,
смотрит на танцующих с восторженным умилением,
нежным чувством.
Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее
герой рассказа воспринимает "с восторженным
умилением" (он влюблен) он был бесконечно
"счастлив", и счастье его "все росло и росло".
Он захвачен атмосферой праздника, близостью
любимой девушки, ощущением собственной
молодости и красоты.
Во II ч. рассказа краски резко темнеют, хотя
студент вначале еще радостен и счастлив: в
весеннем мокром тумане движутся пешеходы,
ломовые с дровами на санях, лошади под
глянцевитыми дугами с мокрыми головами; покрытые
рогожками извозчики шлепают по талому снегу;
кузнец в засаленном полушубке и фартуке несет
какую-то ношу; в конце поля виднеется что-то
большое, черное: Раздается неприятная визгливая
мелодия. И перед наблюдателем разворачивается
странная картина экзекуции.
Полковник все тот же. Но теперь с окровавленной,
истерзанной жертвой экзекуции, его красота и
военная выправка выглядит почти кощунственно:
Полковник |
Наказываемый |
"Высокий военный в кителе и фуражке" "Шел
твердой, подрагивающей походкой"
"Твердым шагом двигалась высокая, статная
фигура"
Румяное лицо, белые усы и бакенбарды |
"Оголенный по пояс человек,
привязанный к ружьям двух солдат". Спина его -
"что-то пестрое, мокрое, красное,
неестественное" "дергая всем телом, шлепая
ногами по талому снегу, "подвигался ко мне, то
опрокидывался назад - и тогда унтер-офицеры
ведшие его за ружья толкали его вперед, то падая
наперед - и тогда унтер-офицеры: тянули его
назад". "Спотыкающийся корчащийся человек".
"Сморщенное от страдания лицо". |
Ощущения героя?
Иван Васильевич испытывает почти физическую,
доходящую до тошноты тоску. Ощущение счастья
сменяется ощущением ужаса. Зловещую
размеренность, бездушие, длительность и ужас
совершающегося Л.Н.Т. передает повторением одних
и тех же слов: ":все так же падали с двух сторон
удары на спотыкающегося, корчившегося человека,
и все так же били барабаны и свистела флейта, и
все так же твердым шагом двигалась высокая,
статная фигура полковника рядом с
наказываемым". (что-то механическое звучит в
ритме слов - почти и не человек полковник)
Почему Л.Н. использует антитезу как способ
построения предложения?
На балу |
В поле |
человечный |
бездушный |
любимый |
заведенный |
На белом фоне черное всегда заметнее, чем на
любом другом.
5. Контраст как прием, помогающий раскрыть
идейное содержание рассказа.
Почему Толстой противопоставляет друг другу 2
части рассказа и в описании использует
контрастные краски? Контрастное изображение
героев, их психологического состояния,
обстановки, в которой они живут, позволяет
писателю выявить существо их характеров и в то же
время обнажить идею социальных противоречий
России. Контраст помогает раскрыть идею
сосуществования 2-х миров.
Творческая группа (критики)
№3 Почему полковник, как будто любящий,
внимательный отец, оказался жестоким по
отношению к солдатам? Докажите!
Был ли он двуличным человеком, лицемером? (На
балу он в маске?)
На какие выводы о душевных качествах
полковника наталкивают наблюдения над его
отношением к дочери на балу?
Искренен он в отношении дочери и других
участников бала? По отношению к людям
определенного круга он мил и добр, и там он на
самом деле красив. Он внимательный, заботливый
отец (носит домодельный сапоги, чтоб одевать и
вывозить любимую дочь.) И Варенька его любит и
гордится им. ("с гордостью и радостью и за себя и
за него взглядывает на любующихся зрителей")
Какие (и почему) качества его натуры
проявляются в сцене на плацу?
Спесь и пренебрежение к людям низшего сословия.
Он старый служака, привыкший повиноваться
вышестоящим и приказывать нижестоящим. Он
ревнитель порядка и закона. Он искренне убежден:
все должно быть по закону: совершил побег солдат
- должен пройти через строй, должен быть наказан.
Система наказаний придумана не им: он просто не
дает себе труда задуматься над ней. Может быть,
где-то в глубине души у него при исполнении долга,
как он его понимает, и шевелится какое-то
человеческое чувство (недаром он, вероятно
стыдясь, делает вид, будто не узнал Ивана
Васильевича, и поспешно отворачивается).
И это не умаляет его вины. Это лишь объясняет
мотивы его поступков. Он верит в необходимость
расправы с тем, кто преступил закон. И считает
своим долгом наказать "малорослого солдата", за
недостаточное старание при наказании беглого
татарина. /Бьет его по лицу за нанесенный слабый
удар/
Понял ли рассказчик причины противоречия в
характере полковника?
Он искренне добр (на балу), он искренне зол (на
плацу). И эта искренность полковника в разных
жизненных ситуациях больше всего ставит Ивана
Васильевича в тупик. "Очевидно, он что-то такое
знает, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он
знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не
мучило бы меня", - размышлял Иван Васильевич. И
смутно приходит к выводу, что в этом алогизме
жизни повинно общество (алогизм - нелепость).
Герой так и не дошел до корня. Он лишь
догадывается, что дело в каких-то социальных
причинах.
Л.Н., являясь носителем гуманистической идеи, не
только разоблачает жестокость полковника, но и
показывает уродливость социальных условий,
искажающих понятия долга, гуманности, искажающих
натуру человека.
Л.Н. ведет нас к мысли, что веселье,
благополучие, праздная жизнь одних людей
зиждутся на бесправии, угнетении, попрании
человеческого достоинства других.
Юноша из богатой семьи, горячий,
впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в
жизни столкнувшись со страшной
несправедливостью, резко изменил свой жизненный
путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои
силы тому, чтобы помогать другим людям. Почему
И.В. отказался от государственной службы? Прав ли
он был?
Для него служба ассоциировалась с источником
несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины
постоянно виноватым.
Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не
участвуй в творении зла. Вне государственной
службы герой еще и принес обществу пользу: "мы
знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше:
сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не
было". То есть главный герой осознает свою
личную моральную ответственность за все
происходящее.
Звучит мысль автора о моральной
ответственности человека за все происходящее.
Почему потерпела крушение любовь И.В. к
Вареньке?
Человек не должен быть равнодушен к жизни
близких и "дальних" своих. Он должен
чувствовать личную ответственность за все, что
совершается в мире. И с Варенькой он расстался
так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком
велико было эмоциональное потрясение).
Л.Н.Т. не мог в силу своего характера и убеждений
оставаться в стороне от борьбы с общественным
злом. Он считал, что и его время полно "теми
ужасами, теми же пытками, которые для следующих
поколений будут так же удивительны по своей
жестокости и нелепости".
"Триста тысяч человек в острогах и
арестантских ротах... гибнут физически и
нравственно"
Льва Николаевича всю жизнь мучила мысль о
бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он
работал над проектом о переформировании армии,
где выступал против варварского наказания
шпицрутенами.
А теперь вернемся к вопросу о композиции.
Вечер и утро, то есть символы
противопоставляются: вечер затуманивает,
искажает видение автором жизни (ему все кажется
прекрасным). Утро невольно срывает флер ночного
очарования, пелену с глаз героя. И ему
открывается иная сторона жизни.
Домашнее задание
- Сочинение-миниатюра
- Почему рассказ назван "После бала", хотя
большая его часть посвящена описанию праздника?
|