Суббота, 18.05.2024, 21:19                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [141]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

"Гранатовый браслет" – молитва о любви
28.03.2012, 17:17

Оборудование:

  • Портрет А.И. Куприна
  • "Аппассионата” Бетховена
  • Тексты повести "Гранатовый браслет”

Цели урока:

  • Раскрыть художественную идею повести "Гранатовый браслет”
  • Сравнивать художественные образы стихотворения И.А.Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья…” и А.И.Куприна "Гранатовый браслет”
  • Сравнить художественную идею повести "Суламифь” и "Гранатовый браслет”
  • Формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами из произведения.
  • Развивать умение работать в группах.

Диагностические цели:

  • Одиннадцатиклассники смогут определить художественную идею повести "Гранатовый браслет”
  • Сумеют сравнить и найти общее в повестях "Суламифь” и "Гранатовый браслет”
  • Школьники сравнят лирического героя стихотворения И.А. Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья…” и данной повести А.И. Куприна

Эпиграф: "Да святится имя Твое…” (Строка молитвы, повторенная в письме Желткова к Вере –11 глава)

"А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – "сильна, как смерть”? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. (Генерал Аносов Вере – 8 глава повести "Гранатовый браслет”)

Ход занятия

  1. Целеполагание.

Исходя из темы урока, определите вопросы, на которые мы сегодня должны ответить, раскрывая заявленную тему. Запишем их, с тем чтобы в конце занятия подвести итоги.

  • К кому обращена молитва?
  • Кто произносит слова молитвы?
  • Это молитва – благодарность, прославление или молитва – просьба?
  • Противоречит ли такая молитва христианским канонам?
  • Любовь Желткова – это высоты духа или падение его?/
  1. Слово учителя.

Прежде чем обратиться к понятию молитвы, хочется напомнить, что русская литература проникнута духом христианской веры. Даже в том случае, если писатель называл себя атеистом, его представления о нравственности соответствовали христианской морали, христианской культуре. Повесть А.И.Куприна – еще одно этому подтверждение.

И.А. Ильин – русский философ, писавший свои труды в 30-е – 40-е годы ХХ века, тоже рассматривал русскую литературу как явление христианской культуры. Он выдвинул идею трехсоставности художественного произведения:

  • первый состав – эстетическая материя (словесный состав);
  • второй состав – образный;
  • третий – духовно – предметный.

Словесная ткань и образный состав помогают автору вести читателя к "главным и глубинным жизненно-духовным постижениям и откровениям”.

  1. Эвристическая беседа.

Прокомментируем эти слова И.А. Ильина применительно к повести "Гранатовый браслет”.

Первый состав.

  • О чем повесть?
  • О любви.
  • О трагической любви.
  • О неразделенной любви.
  • О разном понимании любви.
  • О любви и долге.
  • О возвышенном чувстве и человеческой бестактности./

Второй состав – образный. Кроме главных героев, В.Н. Шеиной, ее мужа и Г.С.Ж., есть и другие герои. /Учащиеся называют других персонажей повести/.

Если цель автора – отразить трагизм любовного треугольника, то зачем даны образы Анны Николаевны, сестры главной героини, генерала Аносова (дедушки) и Николая Николаевича Булат - Тугановского (товарища прокурора) – брата Веры Николаевны? Какую роль выполняют они в раскрытии художественной идеи повести?

/Про Анну Николаевну говорится, что "мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей – мальчика и девочку; больше она решила не иметь детей и не имела”. (2 глава). И еще: "У нее были редкой красоты спина, грудь и плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница”.(2 глава)./

Власяницу носили христиане-подвижники, усмиряя свою плоть. Забывая о плотских радостях, они думали о духовном, замаливали свои грехи. Анна Николаевна подвижницей веры не была. Зачем же она носила власяницу?

- Анна Николаевна, видимо, осознавала свои грехи: нелюбовь к мужу, флирты на балах и т.д., потому и носила вериги. В повести сказано, что она тайно "крестилась в католическую веру”. Вере она подарила молитвенник 17 века, переделанный в дамский carnet. Листы из середины были вынуты, заменены пластинами слоновой кости. По мнению Анны, они имели меньшую ценность, чем переплет как произведение искусства. Такой же выхолощенной была и ее вера, о которой она забыла в погоне за внешней красотой, за ценностями искусства. Остается впечатление легковесности, несерьезности образа Анны в противовес образу самой главной героини.

- О генерале Аносове, или дедушке, как его называли сестры, в повести сказано: "Генерал Аносов был боевым товарищем и преданным другом покойного князя Мирза-Булат-Тугановского. Всю нежную дружбу и любовь он после смерти князя перенес на его дочерей... В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах...” Образец храбрости, воинской доблести, патриотизма и справедливости, он оказался самым чутким и внимательным. В шуточных рассказах о любви, которые мы слышим из уст чопорного Николая Николаевича, он расслышал верную ноту, серьезную, даже трагическую. В вечернем саду продолжил тему, попросил Веру рассказать еще раз историю с телеграфистом. Именно дедушка произнес ключевую фразу повести: "…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”

- Николай Николаевич Булат - Тугановский всеми своими действиями движет сюжет, инициирует события. Он видит свой долг в том, чтобы защитить честь сестры, заботится о ее добром имени. Уверенный в том, что счастье в должностях, званиях, соблюдении условностей, Николай Николаевич заботится, чтобы не пала тень и на его имя. Не имея ни малейшего представления о любви, он считает, что необходимы решительные меры. Он раскрывает тайный образ Г.С.Ж., угрожает ему. И тогда Желтков пишет свое прощальное письмо…и гибнет.

Учитель: Следовательно, каждый персонаж имеет свое представление о любви, свой - жизненный опыт. Куприну важно сопоставить эти мнения и жизненные опыты, чтобы открылась истина. Что есть настоящая любовь? Величайшее счастье или печаль и даже смерть?

Анализ композиции повести. Вся композиция произведения подчинена поискам ответа на этот вопрос.

  1. Экспозиция действия. Что мы узнаем о Вере? /- Вера – жена предводителя дворянства. Ее "прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”. У нее почему-то нет детей, хотя она шесть лет замужем. В течение восьми лет ей приходят письма от тайного поклонника, которым она не придает серьезного значения./

Композиция повести напоминает картину. На переднем плане подготовка празднования дня рождения Веры и сам праздник. Но то, что происходит на заднем плане картины, намного важнее.

В 5 главе первое упоминание о Желткове. Пока еще он значится под инициалами Г.С.Ж. Посыльный принес от него посылку. Вера вскрывает ее. В ней "золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны покрытый небольшими старинными и плохо отшлифованными гранатами” браслет. Этот неожиданный подарок и письмо наполнили сердце княгини Веры тревогой. 6 глава – в столовой накрыли стол на 13 человек. Гости со смехом слушают смешные истории о любви, сочиненные Василием Львовичем, мужем именинницы. В 7 и 8 главах Вера и Аносов беседуют о любви серьезнее и строже, как и подобает говорить о самом главном.

  1. Что же рассказал старый генерал о своей истории любви (гл.8)? Какое место занимает его рассказ в сюжете? /Первая история про развратную любовь полковой Мессалины и желторотого прапорщика. Вторая – о любви героя-офицера к ничтожной женщине, которая унижала его и помыкала им. Оба рассказа - о любви трагической, безответной, испачканной гарнизонной пошлостью. Аносов стремится говорить бесстрастно о любви, его задача предупредить о непредсказуемости и жестокости, какою может она быть. Сочувствие дедушки вызывают истинно, бескорыстно любящие. Вывод лежит на ладони: любовь не во власти людей, она дается свыше. Власть в любви призрачна./
  2. 9 глава – муж и брат Веры решают поехать к Желткову с целью прекратить поток компрометирующих княгиню писем.

10 глава – встреча Николая Николаевича и князя Шеина с Желтковым. Главный герой произведения наконец переместился с заднего плана на передний. Переместился затем, чтобы в следующей главе уже уйти навсегда.

Как выглядит Желтков? Его поведение? Как соотносится его внешность с его письмами и подарком? Что в этот момент чувствует читатель по отношению к герою?

/Подтвердились предположения о его материальной несостоятельности. Он молод, умен, красив. Несмотря на сильное волнение ("Желтков, совершенно растерявшись, опустился вдруг на диван и пролепетал омертвевшими губами: "Прошу, господа, садиться”, "Я сам знаю, что очень виноват”,-прошептал Желтков, глядя в пол и краснея”), он нашел в себе силы объясниться с Василием Львовичем, отстоял право позвонить Вере Николаевне и даже написать ей письмо.
- Он до конца был честен. Его благородство, честность, сила характера вызывают уважение читателя./

  1. 11 глава – последнее письмо Желткова. /Письмо читает подготовленный ученик на фоне мелодии сонаты №2 Бетховена/

Учитель: О чем напоминают слова, выделенные курсивом "Да святится имя Твое”? / Это первые слова молитвы "Отче наш”. Письмо напоминает молитву высоким слогом, ритмической организацией текста/

Подготовленный ученик говорит, что по словарю В.И. Даля, молитва- это:

  • … канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.
  • Моление, обращенное к Богу, к святым

Учитель: К кому обращена молитва Желткова? Как вы можете это объяснить?

/Письмо Желткова написано Вере Николаевне Шеиной. "Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить”, - пишет Желтков. И далее: "Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе. И тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю, потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…” Трижды в письме упоминается имя Бога (со строчной буквы): "…богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам…”, "…Это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить”, "Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу”. /

Учитель: Попробуем прокомментировать это письмо с точки зрения православного христианства. Желтков благодарит Господа за счастье любить, понимать прекрасное, чувствовать его облагораживающее влияние. Ничто не утешало и не радовало героя в жизни, только любовь к Вере. Он исповедуется перед ней и благодарит ее. Обратимся к христианским заповедям. Разве не является поведение Желткова отступлением от них?

/Исходя из христианской морали, герой "сотворил себе кумира”. Он забыл обо всем на свете, кроме любви к женщине. Грехом является и самоубийство. Мы знаем, что самоубийц не отпевают, их запрещалось хоронить в пределах христианского кладбища. Герой самовольно распорядился тем, что дает Господь, жизнью. Его посмертное письмо – это не только молитва, но и исповедь. Она тоже обращена к женщине. Это тоже отступление от веры./

  1. 12 глава – посещение Верой Николаевной квартиры Желткова. Их единственная встреча, когда уже ничего нельзя ни изменить, ни поправить. Перед ней в комнате наискось лежит покойный – скромный чиновник контрольной палаты, который застрелился из-за растраты (как он сам написал в посмертной записке). Но на его лице Вера увидела "то же самое умиротворенное выражение”, что и "на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона”.

Учитель: Почему маленький чиновник контрольной палаты с прозаической фамилией Желтков сравнился в ее понимании с Пушкиным и Наполеоном?

/Потому что он был велик своим чувством. Его "посетила любовь – та, что одна на тысячу”. Его страдание и смерть позволили ему стать свободным и величественным. Автор подводит нас к мысли, что талант любить так же редок, как поэтический гений или полководческий талант. Вера поняла, "что та любовь, о которой мечтает каждая женщина”, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о "вечной исключительной любви” – почти пророческие слова./

Учитель: Как решилась судьба гранатового браслета в 12 главе?

 /Старинный браслет, доставшийся по наследству, остававшийся самой дорогой вещью для Желткова, браслет, который в угоду приличиям света и собственным представлениям о порядочности отвергла Вера, украсил икону Божьей матери. Хозяйка рассказала, как к ней в комнату пришел квартирант и сказал: "Вы католичка? ... У вас есть милый обычай – вешать на изображение матки боски кольца, ожерелья и подарки. Так исполните мою просьбу: вы можете этот браслет повесить на икону?”/

Учитель: О чем говорит это желание Желткова?

/Может быть, о том, что герой одинок и ему больше некому подарить гранатовый браслет? Может, об отчаянии, что ему нет смысла больше надеяться на взаимность Веры? Наверное, о том, что если не удалось подарить браслет одной иконе, то герой преподнес его другой. Вера для него была иконой. Если бы он рассчитывал на взаимность, он мог признаться ей в любви еще восемь лет назад, ведь он увидел ее в первый раз в цирке за два года до ее замужества. Но нет, он предпочел издалека любоваться ею, любить ее, молиться на нее, считая естественной эту удаленность.

Рассказывая дедушке об истории ухаживаний таинственного Г.С.Ж., Вера пояснила, что "сначала его письма носили вульгарный и курьезно пылкий характер, хотя и были весьма целомудренны”. Однажды она письменно попросила Г.С.Ж. "не утруждать ее больше любовными излияниями. С тех пор он замолчал о любви и стал писать лишь изредка: на Пасху, на Новый год и в день ее именин”. Изменились письма Желткова, следовательно, изменился он сам. Любовь облагородила его, заставила быть строже, требовательнее к себе. Для нее представления о чести и достоинстве были очень важны, как он мог ими пренебречь? Интересно, что, воспевая Веру в своем последнем письме, он не сравнивает ее ни с одной женщиной, а говорит о ней как о лучшем из созданного Богом: "…в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее”.

Желтков не ждет ответа на свои письма, как человек не ждет словесного отклика на свои молитвы. Это благоговение перед Верой, вознесение ее на божественную высоту говорит о том, что с самого первого дня он относился к ней как к иконе. Весомым аргументом в пользу этого заключения является тот факт, что гранатовый браслет с пятью гранатами с крупную горошину, похожими на капли крови, достались иконе Божьей матери./

Учитель: Возникает вопрос: Желтков любил Веру как проявление совершенства Божьего мира, или как живую женщину, или боготворил как икону? /Скорее всего, она была для него всем сразу: совершенством, иконой и прекрасной женщиной./

Учитель: Эти чувства передает прекрасная музыка.

Чтение письма Желткова подготовленным учеником на фоне сонаты №2 Бетховена

  1. Анкетирование.
  • Прав ли генерал Аносов, что любовь – "это всегда трагедия”?
  • Счастлив ли был Желтков в жизни? Почему вы так думаете?
  • Гибель Желткова – это слабость человеческого духа или высота его?
  1. Работа в группах.
  • Задание для первой: Любовь Желткова в свете христианской морали.
  • Задание для второй: Тема любви в рассказе "Суламифь” (прочитанном накануне) и повести "Гранатовый браслет”.
  • Задание для третьей группы: Представление о счастье в повести "Гранатовый браслет” и стихотворении И.А. Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья ...” Выразительное чтение стихотворения.
  1. Результаты анкетирования.
  2. Выступление учащихся, работавших в группах.

1-я группа расскажет о том, что в свете христианской морали Желтков, конечно, грешен, как ни трудно нам это признавать. Он подвергся унынию, не смог преодолеть жизненных трудностей.

Фигура Желткова стоит особняком в системе образов повести. Одинокий в жизни, после гибели он становится недосягаемо высок, никто из героев не смеет даже упрекать его. Князь Шеин, прчитав письмо Желткова, помолчав, сказал жене: "…я не смею разбираться в его чувствах к тебе…я скажу, что он любил тебя…”. Князь Шеин понимал, что ему самому не дано так любить. Такой любви не суждено испытать товарищу прокурора Мирзе – Тугановскому. Именно такого чувства ждет Анна Николаевна, сестра Веры. Потому она и мечется между флиртами и веригами. Генерал Аносов тоже не разглядел своей любви в дыму сражений и пожарищ и горько сожалеет об этом. Их жизнь и метания – это ожидания Ее, единственной (бессознательное или сознательное).

Учитель: Ожидание, просьба, молитва. Ведь 2-е значение слова "молитва” по Далю, это мольба о чем-либо. Герои страдают, тайно надеются, не смея облечь в слова свои чаяния. Они понимают, что это мечта о несбыточном. Понадобилась любовь и гибель Желткова, чтобы воскресла вера в любовь. Как знаменательно в этом смысле имя героини!

Теперь она обречена до конца жизни нести людям эту веру. "И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами "Да святится имя Твое”. Слова Желткова, которые как бы слышит Вера, обращены к ней: "Подумай обо мне, и я буду с тобой. Потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки”. Вера осознает величие души погибшего. Он всем героям повести убедительно доказал, что любовь есть, хотя и одна на тысячу. Самое главное, читатель поверил в это. Мы преклоняемся перед силой его любви.

Нельзя не отметить, что Желтков, бесконечно любя Веру, не посмел встретиться с нею, не посмел скомпрометировать ее, не захотел пачкать ее имя какими –либо сплетнями. Он благороден, скромен, даже аскетичен. И в этом смысле он на недосягаемой высоте по сравнению с другими персонажами.

2-я группа сравнивает прочитанную ранее повесть "Суламифь” и "Гранатовый браслет” и делает вывод, что обе они - поэтическое прославление любви. Жизнь без любви не имеет смысла.

3-я группа, сравнивая повесть со стихотворением И.А. Бунина, сделают вывод, что лирический герой Бунина исполнен восторга и благодарности Господу за все, что было в жизни, за счастье самой жизни. Герой повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет”, подвергнутый унижениям в самых высоких своих чувствах, не имеющий возможности даже познакомиться с любимой женщиной и быть возле нее, никого не обвиняет. Он тоже исполнен благодарности за счастье любить, которое ему подарила жизнь.

  1. Выводы и итоги урока.

Каждое произведение мастера- это его исповедь. Он чувствует свою ответственность за все бесплодные поиски смысла жизни, безверие, раздражение и тоску, которые бытуют в обществе. Куприн избрал путь очищения человека от этих грехов горьким лекарством. (Герой повести погиб). Писатель возносит молитву Господу, благодарение, что любовь жива, и просьбу от имени всех страждущих и обделенных научить любить, дать почувствовать радость бытия.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, поурочные планы уроков русскоой лит, конспект урока русской литературы, методические наработки учителя лите
Просмотров: 4898 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru