Цель: воспитание любви к Родине,
бережного отношения к слову, знание жития,
исторических фактов.
Задумывались ли вы, ребята, каким сокровищем
обладаем?
Мы можем читать слово, дошедшее к нам из глубины
веков, через несколько столетий.
С принятием христианства вместе с
богослужебными книгами на русский язык начали
переводить жития святых.
1. Работа со словарём:
- Что обозначает слово житие?
- Житие буквально соответствует греческому
слову биос - жизнь.
Этим термином стали обозначать жанр
жизнеописания святых.
Чтобы обобщить знания о жанре жития, вам было
предложено самим придумать вопросы.
Примерные вопросы:
- Для чего писали жития?
- От какого лица обычно велось повествование?
- Что представляла собой композиция жития?
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из
самых почитаемых на Руси святых - Сергии
Радонежском.
Перед нами цель: собрать самое ценное. Что это?
Самое ценное: слова, раскрывающие образ Сергия.
Будущий подвижник преподобный Сергий родился в
первой половине XIV века (1314 или 1322).
Согласно житию, младенец был наречён
Варфоломеем. Сведения о жизни Сергия содержатся
в его житии.
Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием
Премудрым в 1417- 1418 г. В середине XV века труд
Епифания был отредактирован другим известным
книжником - Пахомием Сербом (Логофетом).
На основе жития написаны такие
замечательные книги: роман Балашова "Похвала
Сергию”, очерк Зайцева, повесть историка
Борисова.
До наших дней сохранился выполненный в первой
четверти XV века шитый покров с изображением
Сергия. Полагают, что он передаёт реальные
особенности радонежского игумена.
Учащиеся описывают репродукцию с покровом.
Впечатления и открытия. Делимся, обсуждаем,
собираем.
У историка Н. С. Борисова есть интереснейшая
мысль: жизненный путь "великого старца”
выглядит пародоксальным. Он бежал от общества
людей, а в результате стал его духовным
предводителем, он никогда не брал в руки меч – но
одно его слово на весах победы стоило сотен
мечей.
Диалог.
- С чего начинает Епифаний Премудрый описание
жизни святого?
- Какие родители были у Сергия?
- Какие знамения убеждали родителей в
богоизбранности их сына?
- Как вы думаете, неужели святым легче было
исполнять Божию волю?
- Нет. Обоснование.
- Да. Обоснование.
- В своей жизни Сергий сталкивался с теми же
трудностями, что и мы.
Что значит: "икона с житием”?
Посмотрите внимательно на житие в картинках,
скажите, какие события, известные из текста, мы
находим на иконе?
Покажите их на настоящей иконе.
Давайте каждый из вас защитит своё маленькое
произведение- картинку, нарисованную дома,
расскажет об изображённом событии.
Учитель рассказывает о репродукции
Нестерова "Видение отроку Варфоломею”.
У Варфоломея была мечта: он хотел уйти в
монастырь. Его решение уйти в лесную пустыню не
было отчаянием или бегством от мира. Это был
самостоятельный шаг к утраченной свободе.
Путешествие по галерее рисунков.
Рисунки о жизни святого в лесу.
Особенностью жития является свершение чудес
святым.
Рисунки о чудесах.
Какой факт из жизни святого говорит о его
прозорливости?
Рисунки о видениях святому.
Видения сбывались. Видение о птицах. –
Превращение монастыря в Троице-Сергиеву лавру.
Стремление Сергия во всём следовать Иисусу
заставляло пойти его в мир с проповедью любви.
Ходил с призывами к миру в Нижний Новгород,
Ростов, Тверь; к Олегу Рязанскому.
Он всегда выступал от Москвы, а значит от
России.
Особое место в биографии Сергия занимает
эпизод, в котором ярко проявилась его
патриотическая позиция.
Рассказ учащихся о Куликовской битве.
Победа на Куликовом поле была одержана в день
Рождества Богородицы.
Чтение фрагмента о чудесном явлении Богородицы
Сергию.
Показываю икону "Явление Богоматери Сергию”.
Икона стала святыней русской армии.
Икона Рублёва "Троица”. Почему икону часто
помещают в житии Сергия?
Пословицы.
Разрешение проблем урока. Находки учащихся:
слова-образы (монах, миротворец, патриот,
преподобный… )
Чему учит житие?
Песня "Вся Россия стала полем Куликовым”
(Бичевская). |