Вид урока: урок-путешествие по пройденным произведениям устного народного творчества в 5-м классе.
Форма урока: медиаурок.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, проектор, экран.
Цели:
Повторить пройденный материал;
Закрепить знания по устному народному творчеству;
Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству, к литературе, как средству выражения мысли, чувства, отношения.
Ход урока
Учитель.
- Ребята, вы любите мультфильмы? Так давайте же, посмотрим мультфильм.
Вы, наверное, уже догадались, какой это мультфильм? По какой сказке
сделали мультфильм? (терем – теремок) Слайд 1 Видеофильм.
- Итак, ребята, сегодня мы будем путешествовать по страницам русских
народных сказок. Эпиграфом нашего урока послужили слова великого
русского поэта, писателя и сказочника А.С.Пушкина "Что за золото, что за
прелесть эти сказки” (Слайд 3). Правда, сказки – это прелесть. Скажите,
пожалуйста, что такое сказка? Как вы думаете? Итак, посмотрим на экран,
что такое сказка? Кто хочет прочитать?
А теперь, окунемся в мир сказки и пройдемся по страницам любимых
сказок. У нас две команды. Каждая команда придумает себе название.
Конечно же, название должно соответствовать теме нашего урока, сказке.
Пройдясь по страницам, мы будем угадывать, разгадывать. Каждой команде я
дам обложку книги. Правило такое: кто первым закончит или ответит, тот
показывает сигнал готовности, поднимает свою обложку. После каждого
этапа, если будете давать правильные ответы, получите страницы книг. Кто
соберет больше страниц своей книги, тот становится победителем.
Итак, путешествие начинается.
1 страница. "Волшебники"
Представьте, что вы волшебники. С помощью волшебства, колдовства вы
угадаете название сказки, главных героев, вид сказки.
2 страница. "Сказочники".
Вам дается отрывок из сказки "Аленький цветочек". Внимательно
посмотрите. В отрывке пропущены сказочные слова, т. е. те слова, которые
часто встречаются в любых сказках. Вместо пропусков пишем слова.
(Правильный ответ для самопроверки - слайд 12). А теперь проверим,
смотрим на экран, исправьте свои ошибки.
3 страница. "Добро и зло".
Ребята, как вы думаете, почему она так называется? В сказках всегда
бывают добрые и злые герои. Их называют положительными и отрицательными
героями. Перед вами герои сказок. Сгруппируйте их так, чтобы
они были из одной сказки. В сказках всегда добро побеждает зло. Чему
можно у них поучиться? Быть храбрыми, отважными, смелыми, добрыми и.т.д.
Давайте, проверим.
4 страница. "Волшебные предметы"
Мы знаем, что обычно в сказках предметы иногда бывают волшебными. Они
оживают, разговаривают, помогают героям преодолевать трудности или
совершать хорошие поступки. Каждой команде будут выданы по 3 предмета.
Вы должны определить, какому герою принадлежат данные предметы (яблоко,
яйцо, сундучок, зеркальце, лягушка, аленький цветочек)? Подведём итоги.
5 страница. "Любимые сказки".
Вы знаете, сказку "Аленький цветочек"? Все любите эту сказку? Сейчас мы
посмотрим один эпизод из этой сказки, и вы должны продолжить её, что же
случилось дальше (просмотр и пересказ сказки по командам).
Итак, путешествие наше закончилось. Теперь посмотрим, кто собрал
большее количество страниц? В заключение хочется сказать, что нужно
читать и любить сказки. Ведь в них столько хорошего, прекрасного и
доброго. А закончим мы наш урок опять же словами А.С.Пушкина: "Сказка-
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Как говорится в сказке, "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". На этом мы завершаем урок.