Коллекции Екатерины II продолжали
пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа
произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища:
17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Пламя уже
перекидывалось на здания Эрмитажа. Крышу и стены Малого Эрмитажа
поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец,
наспех закладывали кирпичом.
Пожар бушевал три дня, в конце концов
от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые
постройки уцелели. Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью
восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в
это время начали строить и Новый Эрмитаж. Фасады его решено было
украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из
серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день
держат на своих плечах балкон. Лоджии Рафаэля, копирующие знаменитую галерею в Ватикане, были открыты для обозрения в 1792 г., еще при Екатерине II. Десять фигур атлантов при входе в Новый Эрмитаж создал в 1844–1849 гг. скульптор А.И. Теребенев.
Новый
Эрмитаж был задуман как музей, доступный не только для придворной
знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили
картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в
загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во
время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.
Официальное открытие публичного музея,
состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В
Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен
роскошный ужин. Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми
людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации
влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского
двора. Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных
военных мундирах. «Мадонна с младенцем» Рафаэля попала в Эрмитаж в 1870 г. из коллекции итальянского графа Конестабиле, жившего в Перудже.
Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II.
К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч
человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы. Сейчас в Эрмитаж
любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание
западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не
сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой,
самоцветами, — Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский,
Георгиевский…
К Георгиевскому залу примыкает
знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г. На ее стенах — 300 с
лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.
По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня. Зал древнегреческой скульптуры в Новом Эрмитаже.
Эрмитаж
обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель кроме картин
непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля
— копию знаменитой галереи в Ватикане, расписанной великим итальянским
художником Рафаэлем. Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где
собраны образцы средневекового оружия и доспехов. В Золотой кладовой
Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI–XIX вв., а также
золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте
древнегреческих колоний в Причерноморье. Гребень (конец V — начало IV в. до н. э.) из Золотой кладовой Эрмитажа археологи нашли в степном Приднепровье. А.С. Пушкин посвятил Военной галерее Эрмитажа стихотворение, начинающееся строкой: «У русского царя в чертогах есть палата…» |